Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июня 2017 г. N 03-08/39-2017 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
Федеральной антимонопольной службы по Омской области
пр-кт К. Маркса, 12 А, г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru тел. (3812) 32-06-96, факс (3812) 32-06-96
Решение N 03-08/39-2017
по результатам внеплановой камеральной проверки деятельности
в сфере закупок товаров, работ, услуг Главного управления лесного хозяйства Омской области
22 июня 2017 г. |
г. Омск |
На основании приказа Омского УФАС России от 09.06.2017 N 124, в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 и пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - "_";
"_" - "_";
"_" - "_",
в присутствии представителя Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N 81 от 07.04.2017),
на основании поступившего поручения Федеральной антимонопольной службы о рассмотрении обращения директора ООО "Сибирская база авиационной охраны лесов" "_" (вх. N 4508э от 07.06.2017) проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки "Выполнение лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров на территории лесничеств Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152200000716000021) (далее - электронный аукцион).
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1.1. 18.04.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 8215300 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 04.05.2017, заявка общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирская база авиационной охраны лесов" (далее - ООО "Западно-Сибирская база авиационной охраны лесов") признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
16.05.2016 между Заказчиком и ООО "Западно-Сибирская база авиационной охраны лесов" был заключен государственный контракт N 0152200000716000021-0047693-01 на выполнение лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров на территории лесничеств Омской области.
1.2. В обращении заявителя приведен следующий довод:
"10.05.2016 Главным Управлением Лесного Хозяйства Омской области был проведен аукцион предметом закупки которого явилось выполнение лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров на территории лесничеств Омской области (извещение о проведении электронного аукциона от 18.04.2016 N 0152200000716000021).
_Однако, для выполнения лесоавиационных работ согласно воздушному законодательству Российской Федерации требуется сертификат эксплуатанта, необходимость которого не предусмотрена конкурсной документацией двух вышеупомянутых аукционов".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При изучении содержания документации об электронном аукционе Комиссией было установлено, что в разделе "Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона" документации об электронном аукционе указано следующее: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - не установлено;".
Кроме того, в пункте 2 раздела "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона" документации об электронном аукционе указано: "Требование о наличии во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии таких документов - не установлено".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования установлены заказчиком в приложении N 1 "Техническое задание" к документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
При этом в пункте 3 Технического задания указано следующее:
"3. Состав лесоавиационных работ:
3.1. Авиационное патрулирование на территории лесничеств Омской области в зоне авиационного мониторинга, в том числе:
а) обнаружение и учет лесных пожаров в ходе выполнения полетов;
б) выявление нарушений Правил пожарной безопасности в лесах;
в) оповещение Государственного заказчика о пожарной обстановке в лесах, нарушениях Правил пожарной безопасности в лесах;
3.2. Тушение лесных пожаров, в том числе с использованием парашютно-пожарных и десантно-пожарных команд и групп (далее - АПС), воздушных судов и других технических средств, а также взрывчатых материалов (далее - тушение лесных пожаров), в том числе:
3.2.1. Обследование лесного пожара.
3.2.2 Доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
3.2.3. Локализация лесного пожара;
3.2.4. Наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
3.2.5 Предотвращение возобновления лесного пожара.
3.2.6. Ликвидация лесного пожара".
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя:
1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
3) локализацию лесного пожара;
4) ликвидацию лесного пожара;
4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара;
4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара;
5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
6) предотвращение возобновления лесного пожара.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 27-ФЗ, действовавшей на момент размещения закупки) авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:
1) авиационное патрулирование;
2) тушение лесных пожаров;
3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
4) осуществление государственного лесопатологического мониторинга с использованием авиационных средств и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.
На основании пункта 4 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов (далее - Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов), утвержденного приказом Рослесхоза от 03.11.2011 N 470, зарегистрированного Минюстом России 16.03.2012 N 23504), действовавшего на момент размещения закупки, авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно.
Пунктом 7 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов было установлено, что лесоавиационные работы включают в себя:
а) проведение авиационного патрулирования лесов;
б) тушение лесных пожаров;
в) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
г) осуществление авиационного лесопатологического мониторинга с целью выявления очагов вредных организмов.
При этом пунктом 10 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов было предусмотрено, что при выполнении авиационных работ по тушению лесных пожаров осуществляются:
а) обследование лесного пожара с использованием авиационных средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
б) доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
в) локализация, ликвидация лесного пожара авиапожарными средствами, а также с помощью специальной авиационной техники (использование танкерной технологии, искусственного вызывания осадков и других технических средств, а также взрывчатых материалов);
г) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
д) предотвращение возобновления лесного пожара.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами.
В соответствии с пунктом 2 "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации" раздела 2 "Общие положения" Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 23.12.2009 N 249, данные правила устанавливают сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.
На основании изложенного Комиссия переходит к выводу о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие авиационные работы, должны иметь сертификат эксплуатанта воздушного судна.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии частью 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Из указанного, в том числе из пункта 3 Технического задания явно следует, что объектом закупки являлось выполнение не только авиационных работ, но и работ по тушению пожаров с применением наземных сил и средств пожаротушения на территории лесничеств Омской области.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4 части 3 Федерального закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, не установив требования к участникам закупки о наличии у них сертификата эксплуатанта воздушного судна, а также требования о предоставлении участниками закупки во второй части заявки копии соответствующего сертификата, заказчик расширил круг потенциальных участников электронного аукциона, тем самым, предоставив возможность участия в закупке неограниченному кругу лиц, как являющихся эксплуатантами воздушных судов, так и лиц, привлекающих к выполнению работ эксплуатантов воздушных судов на основании договора субподряда.
1.3. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Комиссия отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых запрещено на территории Российской Федерации с 1 января 2016 года организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, (далее - Перечень) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2015) .
Комиссия отмечает, что в случае, если Постановлением N 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Учитывая, что объектом закупки (извещение 0152200000716000021) является выполнение лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров на территории лесничеств Омской области, заказчик был обязан установить запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с Постановлением 1457, однако в извещении и в документации об электронном аукционе указанный запрет не установлен ни по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, ни по части 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
На этом основании Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 26.12.2015 N 1457.
Учитывая изложенное, а также письменные пояснения Заказчика, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Главного управления лесного хозяйства Омской области нарушение части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 26.12.2015 N 1457.
2. Предписание не выдавать в связи с заключением контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_" |
"_" |
"_" |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июня 2017 г. N 03-08/39-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017