Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июня 2017 г. N 03-10.1/153-2017
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
___... - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
___... - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
___... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "СМД Интер" (далее - Заявитель, Общество) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), БУЗОО "Клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "Поставка сыров полутвердых без вкусовых наполнителей" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152200004717000334) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей уполномоченного органа - ____. (доверенность N 60 от 17.11.2016), ____. (доверенность N 72 от 11.05.2017),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4876 от 19.06.2017) жалоба Заявителя, в которой указано, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при заключении контракта с победителем аукциона, которым при направлении заказчику подписанного проекта контракта не предоставлено обоснование предложенной цены контракта.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-4798 от 20.06.2017) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 5018 от 23.06.2017), из которых следует, что 17.05.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 708480 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 26.05.2017 на участие в закупке поступило семь заявок, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 01.06.2017 пять участников закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение в сумме 432159,60 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 6.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.06.2017 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Победителем признано ООО "ЖБИ-Комплект".
Процедура определения поставщика в части заключения контракта была приостановлена по требованию Омского УФАС России, о чем письменно проинформировали уполномоченный орган и Заказчик.
3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Заявителем указано в жалобе следующее:
"Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N0152200004717000334 от 06.06.2017 г. участник под N6 ООО "ЖБИ-Комплект" предложил цену на 39% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Однако в нарушение вышеуказанных норм заказчик заключает контракт с победителем аукциона не представившего обоснование цены контракта".
Действительно, исходя из объекта закупки и предложенной в ходе аукциона цены контракта, в силу требований части 3 статьи 70 и части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, победитель аукциона обязан предоставить обоснование цены контракта.
На основании пункта 2 части 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных доказательств обоснованности данного довода жалобы, в связи с чем Комиссия признает довод жалобы необоснованным.
При этом Комиссия также отмечает, что по требованию Омского УФАС России процедура заключения контракта была приостановлена, соответственно, осуществить проверку документов, представленных заказчику при направлении подписанного победителем проекта контракта, не представляется возможным.
3.2. В жалобе Заявителя также содержится следующее утверждение:
"Следует обратить внимание на тот факт, что цена контракта предложенная ООО "ЖБИ-Комплект" позволяет говорить о поставке продукции не соответствующей требованиям заказчика и ГОСТ 32260-2013 (сыры полутвердые). Это предположение основано на следующем:
В соответствии с ГОСТом, для производства 1 кг сыра полутвердого необходимо 12-14 литров коровьего молока. Стоимость 1 литра молока в Омской области составляет 24 рубля за литр. Следовательно для производства одного килограмма сыра "Голландский" необходимо затратить 288- 336 рублей, без учета расходов на закваску, заработную плату, электроэнергию, транспортные расходы и.т.д., всего того, что составляет себестоимость производства продукции.
Для того чтобы произвести сыр полутвердый по цене 250,09 руб. за 1 кг. необходимо как минимум заменить дорогостоящий молочный жир на дешевый растительный, например пальмовое масло, и тогда себестоимость такого сыра позволит реализовать его без ущерба для предприятия.
При этом участники рынка производящие продукцию, которая соответствует требованиям ГОСТа, не могут на равных конкурировать с недобросовестными поставщиками.
Необходимо также учитывать, кому в конечном итоге будет поставлена такого рода продукция, ведь в данном случае заказчиком является Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер".
На территории Российской Федерации Решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 N 67 введен в действие Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013). В силу статьи 2 ТР ТС 033/2013 настоящий технический регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая: сырое молоко - сырье, обезжиренное молоко (сырое и термически обработанное) - сырье, сливки (сырые и термически обработанные) - сырье; молочную продукцию; процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции; функциональные компоненты, необходимые для производства продуктов переработки молока.
В соответствии со статьей 5 ТР ТС 033/2013 для целей применения настоящего технического регламента используются следующие понятия и их определения: "сыр, сырный продукт мягкие, полутвердые, твердые, сверхтвердые" - сыр, сырный продукт, которые имеют соответствующие специфические органолептические и физико-химические свойства, регламентированные приложениями к настоящему техническому регламенту.
В Приложении N1 к ТР ТС 033/2013 "Физико-химические и микробиологические показатели идентификации продуктов переработки" таблица 4 предусмотрены требования к составу сыра, сырного продукта (количество жиров, влаги, соли).
Сыр - это молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из молока, молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока с использованием или без использования специальных заквасок, технологий, обеспечивающих коагуляцию молочного белка с помощью молокосвертывающих ферментов, или кислотным, или термокислотным способом с последующим отделением сырной массы от сыворотки, ее формованием, прессованием, с посолкой или без посолки, созреванием или без созревания с добавлением или без добавления немолочных компонентов, вводимых не в целях замены составных частей молока, а сырный продукт - молокосодержащий продукт, произведенный в соответствии с технологией производства сыра. Таким образом, при единой технологии производства, сыр отличается от сырного продукта использованием исключительно молока и молочных продуктов, то есть животных жиров, в сырном продукте допускается их замена иными видами жиров (масел).
Подмена молочных жиров жирами немолочного происхождения при одновременном отсутствии информации об этом на потребительской упаковке (что возможно имеет место быть в рассматриваемом случае) создает непосредственную угрозу здоровью граждан-потребителей, поскольку употребление жиров немолочного происхождения может являться не только причиной возникновения аллергической реакции, но и причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний (при регулярном потреблении растительных жиров и недостаточном потреблении жиров молочного происхождения, относящихся к категории ненасыщенных жиров).
Вышеуказанные действия Заказчика противоречат действующему законодательству, разъяснениям ФАС России, ограничивают конкуренцию и нарушают законные права и интересы участников размещения заказа".
Комиссия также не может принять во внимание данный довод, поскольку нет никаких оснований считать, что победитель аукциона поставит товар ненадлежащего качества.
В заявке на участие в аукционе участник закупки выражено согласие на поставку товара в соответствии с требованиями к качеству, установленными заказчиком, а именно:
"- Поставляемый товар соответствует требованиям ГОСТ 32260-2013;
- Остаточный срок годности товара на момент поставки составит 60 дней от срока годности, установленного производителем (изготовителем)".
Кроме того, условиями проекта контракта предусмотрено:
- "для проверки предоставленных Поставщиком результатов отдельного этапа исполнения настоящего договора, предусмотренных настоящим договором в части их соответствия условиям настоящего договора, Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных настоящим договором, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации" (пункт 6.1);
- "Заказчик вправе отказаться от приемки результатов отдельного этапа исполнения настоящего договора в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность использования результатов отдельного этапа исполнения настоящего договора по назначению и не могут быть устранены Поставщиком" (пункта 6.4).
Таким образом, товар ненадлежащего качества не может быть принят Заказчиком по условиям проекта контракта.
Более того, на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что поставляемый товар не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к поставляемому товару или поставщиком представлена недостоверная информация соответствии поставляемого товара таким требованиям, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "СМД Интер" на действия Главного управления контрактной системы Омской области, БУЗОО "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки "Поставка сыров полутвердых без вкусовых наполнителей" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152200004717000334).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июня 2017 г. N 03-10.1/153-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017