Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июня 2017 г. N 2-57-6571/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
Е.А. Исаевой - Начальника отдела обжалования государственных закупок;
а также Комиссии Управления в составе:
С.С. Бугримовой - Начальника отдела проверок государственных закупок;
И.С. Максимова - Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Левина Д.А., Осипова Г.П.,
ООО "Рельеф": Аферова А.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту в ГБУ ЦПСиД САО (Закупка N 0373200041517000203) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.06.2017 NМГ/28491/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлено в техническом задании требование о представлении образцов материалов, приборов и оборудования.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п. 8 Технического задания Заказчиком установлено следующее: "Перед началом выполнения работ, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента подписания Акта о передаче объекта, Подрядчик в обязательном порядке представляет для согласования Заказчиком по адресу: -- г. Москва, Карельский бульвар, д. 5, стр.1 образцы материалов, приборов и оборудование (далее - образцы), на предмет проверки соответствия техническим характеристикам установленным Заказчиком. В случае если образцы не утверждены, то новые образцы должны быть предоставлены в течение 1 рабочего дня. В случае если вторые представленные образцы не соответствует требуемым техническим характеристикам, Заказчик вправе расторгнуть Государственный контракт в одностороннем порядке. При наличии споров с Заказчиком о причинах несоответствия образцов требованиям Заказчика, Подрядчик за свой счет имеет право провести экспертизу товара с привлечением независимых экспертов. Срок проведения экспертизы - не более 1 рабочего дня с момента выявления несоответствий. При непредоставлении Заказчику для согласования вышеуказанных образцов допуск к работам считать невозможным".
По мнению Заявителя, в Приложении N 4 к аукционной документации установлены требования к таким товарам, как:
- "Растворы строительные" со следующими характеристиками: Расслаиваемость свежеприготовленных смесей; Средняя плотность затвердевших растворов.
- "Плиты минераловатные теплоизоляционные на синтетическом связующем, жесткие" со следующими характристиками: Плотность; Сжимаемость.
- "Лента с липким слоем" со следующими хараткеристиками: Сорт; Липкость, что может ограничивать количество участников закупки, поскольку данное требование незаконное, т.к. расчет стоимости образцов не вошел в стоимость начальной (максимальной) цены контракта, также использование к примеру раствора, ленты делает невозможным применение товара после изготовления и испытания образов для дальнейшего применения. Так как, согласно ГОСТ 16214 "ЛЕНТА ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНАЯ ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННАЯ С ЛИПКИМ СЛОЕМ. Технические условия" при испытании нужно прокатать 6 раз роликом массой 10 кг, а затем считают время в секундах, в течение которого происходит расклеивание ленты, вследствие чего теряется липкость и данный образец будет непригодным для дальнейшего использования. Также при испытании того или иного образца требуется больше времени, чем 1 сутки, которые заложил Заказчик в случае неутверждения первой партии образцов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не предполагается проводить проверку образцов в соответствии с государственными стандартами, а требование указывает лишь на то, что бы все товары были сертифицированы, при этом из п.8 технического задания указанное не следует.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что Аукционная документация Заказчика содержит нарушения положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложение N4 к аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, таким как:
- "Растворы строительные" - Расслаиваемость свежеприготовленных смесей 10 %; Средняя плотность затвердевших растворов не менее 1400 кг/м3.
- "Сталь листовая оцинкованная" - Толщина покрытия не менее 10 но не более 60 мкм; Разнотолщинность цинкового покрытия не более 60 мкм.
- "Плиты минераловатные теплоизоляционные на синтетическом связующем, жесткие" - Плотность от 90 до 150 кг/м3; Сжимаемость 6 %.
- "Лента с липким слоем" - "Липкость" должна быть 40 с.
- "Металлочерепица" - Группа по назначению ХШ или ОН или ХП или ПК; Толщина покрытия должна быть не менее 10 мкм; Толщина покрытия эмалью не более 220 мкм.
- "Кабели силовые" - Ток односекундного короткого замыкания кабеля 0,17 кА; Выдерживаемое воздействие напряжения кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие постоянного и переменного напряжения частотой 50 Гц от 3,0* до 7,3 кВ.
- "Проволока стальная" - Термически необработанная проволока без разрушения выдерживать 4 перегибов; Недостатки поверхности На поверхности проволоки допускается местная рябизна, вмятины, риски, царапины, глубина которых не должна быть более четверти предельного отклонения проволоки нормальной точности; Поверхность проволоки На поверхности оцинкованной проволоки нет мест, не покрытых цинком, черных пятен. Допускаются отдельные наплывы цинка, величина которых не должна быть более половины предельного отклонения от фактического диаметра проволоки; Недостатки поверхности Допускается неоднородность проволоки по цвету, белые пятна и блески, белый налет, если проволока выдерживает испытание на качество покрытия.
- "Сетка проволочная штукатурная тканая" - Число ячеек сетки с максимально увеличенными размерами сторон в свету 8 %.
- "Сталь листовая, оцинкованная" - Глубина сферической лунки для категорий вытяжки 8,0.
- "Трубы электротехнические гофрированные, поливинилхлоридные, негорючие с зондом" - Прочность более 750 Н на 5 см при 20°С; Сопротивление изоляции не менее 100 МОм в течение не менее 1 мин (500В).
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 5802 "Растворы строительные. Методы испытаний" п.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССЛАИВАЕМОСТИ РАСТВОРНОЙ СМЕСИ. 4.1. Расслаиваемость растворной смеси, характеризующая ее связность при динамическом воздействии, определяют путем сопоставления содержания массы заполнителя в нижней и верхней частях свежеотформованного образца размерам 150150
150 мм. п4.2. Аппаратура. П 4.2.1. Для проведения испытаний применяют: - формы стальные размерами 150
150
150 мм по ГОСТ 22685; - лабораторную виброплощадку типа 435А; - весы лабораторные по ГОСТ 24104; - шкаф сушильный по ОСТ 16.0.801.397; - сито с ячейками 0,14 мм; - противень; - стальной стержень диаметром 12 мм, длиной 300 мм. 4.2.2. Лабораторная виброплощадка в загруженном состоянии должна обеспечивать вертикальные колебания частотой 2900
100 в минуту и амплитудой (0,5
0,05) мм. Виброплощадка должна иметь устройство, обеспечивающее при вибрировании жесткое крепление формы с раствором к поверхности стола. 4.3. Проведение испытаний. 4.3.1. Растворную смесь укладывают и уплотняют в форме для контрольных образцов размерами 150
150
150 мм. После этого уплотненную растворную смесь в форме подвергают вибрационному воздействию на лабораторной виброплощадке в течение 1 мин. 4.3.2. После вибрирования верхний слой раствора высотой (7,5
0,5) мм из формы отбирают на противень, а нижнюю часть образца выгружают из формы путем опрокидывания на второй противень. 4.3.3. Отобранные пробы растворной смеси взвешивают с погрешностью до 2 г и подвергают мокрому рассеву на сите с отверстиями 0,14 мм. При мокром рассеве отдельные части пробы, уложенные на сито, промывают струей чистой воды до полного удаления вяжущего. Промывку смеси считают законченной, когда из сита вытекает чистая вода. 4.3.4. Отмытые порции заполнителя переносят на чистый противень, высушивают до постоянной массы при температуре 105 - 110 °С и взвешивают с погрешностью до 2 г. 4.4. Обработка результатов. 4.4.1. Содержание заполнителя в верхней (нижней) частях уплотненной растворной смеси V в процентах определяют по формуле. 4.4.2. Показатель расслаиваемости растворной смеси П в процентах определяют по формуле. 4.4.3. Показатель расслоения для каждой пробы растворной смеси определяют дважды и вычисляют с округлением до 1 % как среднее арифметическое значение результатов двух определений, отличающихся между собой не более чем на 20 % от меньшего значения. При большем расхождении результатов определение повторяют на новой пробе растворной смеси. 4.4.4. Результаты испытаний должны быть занесены в журнал, в котором указывают: - дату и время испытания; - место отбора пробы; - марку и вид раствора; - результаты частных определений; - среднеарифметический результат.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, которые носят излишне детализированный характер. От участника требуется указание излишне подробных сведений о товаре, которые фактически не отражают главные технические характеристики. При этом, для однозначной идентификации болта, как изделия достаточно указания параметров, в соответствии с обозначением, установленным ГОСТ, например:
Болт М12-6g60.58 ГОСТ 7796-70 - Пример условного обозначения болта исполнения 1 с диаметром резьбы d = 12 мм, длиной l = 60 мм, с крупным шагом резьбы с полем допуска 6g, класса прочности 5.8, без покрытия. Таким образом, номинальный диаметр резьбы, длина болта и указание на государственный стандарт являются исчерпывающими данными для однозначной идентификации. В то время как Заказчиком установлены требования к товарам:
- п. "Болты с гайками и шайбами в комплекте" - Свойства болтов; Диаметр стержня; Размер "под ключ"; Высота головки k; Высота головки k1; Диаметр описанной окружности dw hw; Диаметр отверстия в стержне; Диаметр отверстия в головке; Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке; Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне и длина резьбы.
- п. "Сталь листовая оцинкованная" - Вид; Группа стали должна быть; Категория стали (для группы ХШ) по способности к вытяжке; Сталь по равномерности толщины цинкового покрытия должна быть; Оцинкованная сталь должна быть; Класс стали в зависимости от толщины покрытия.
Согласно доводам жалобы Заявителя, вышеуказанные требования являются избыточными, а также затрудняют заполнение первой части заявки.
Также в Приложении N 4 к Аукционной документации установлены требования к товарам не позволяющие Заявителю определить потребность Заказчика и предоставить достоверную информацию о товаре, например как:
- В п. "Кабели силовые" установлены следующие требования: "Номинальная толщина изоляции для изоляции 0,6 мм"; "Сечение жилы 1,5 4, 10 мм2", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик установил нестандартное требование к товару. Технические требования к кабелям силовым установлены в ГОСТ 31996 "КАБЕЛИ СИЛОВЫЕ С ПЛАСТМАССОВОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ НА НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", на который ссылается Заказчик. Указанным стандартом не предусмотрен такой параметр как Номинальная толщина изоляции для изоляции, который к тому же не регламентируется и производителями кабелей силовых. Затребованный параметр является излишним и нестандартным.
- В п. "Сталь листовая оцинкованная" отсутствуют единицы измерения для параметра "Глубина сферической лунки для категорий вытяжки"
- В п. "Металлочерепица" установлены следующие требования: Группа по назначению ХШ или ОН или ХП или ПК; Толщина покрытия должна быть не менее 10 мкм; Плотность стали более 7,8·103 кг/м3; Покрытие полиэфирсиликоновая эмаль МЛ-1202 соответствие; Толщина покрытия эмалью не более 220 мкм, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно общедоступной информации, плотность стали составляет не менее 7600 кг/м3.
- Толщина покрытия полиэфирсиликоновая эмаль МЛ-1202 имеет минимальное значение 25 мкм, а максимальное - 40 мкм, тогда как Заказчик устанавливает только максимальное значение (не более 220 мкм), что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик искусственно расширяет диапазон требуемых значений, также в данном пункте Заказчик установил идентичные требования, при этом указал различные значения: Толщина покрытия должна быть не менее 10 мкм; Толщина покрытия эмалью не более 220 мкм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить указание требований к товарам вышеуказанным образом, а также в соответствии с какими нормативными документами и государственными стандартами установлены данные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Также в приложении N4 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности: Видеокамера внешняя; Видеокамера внутренняя; Болты с гайками и шайбами в комплекте; Винты самонарезающие; Пена монтажная; Пленка полиэтиленовая; Проволока стальная; Шурупы с полукруглой головкой, однако данные товары не учитываются сметными расценками, также стоимость этих товаров при расчёте не учтена в итоговой по сметам. Вместе с тем, отсутствует информация, в каком объеме будут используются такие товары. Кроме того, согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта, с видеокамерами будут производиться только работы: демонтаж (п. 7 сметы) и установка на место (п.90), без приобретения данного товара и учета стоимости.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель затруднился обосновать необходимость установления требований к вышеуказанным товара, а также при выполнении каких работ данные товары используются, а также подтверждение закупки видеокамер для их установки на место старых видеокамер.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий
Начальник отдела обжалования государственных закупок: Е.А. Исаева
Комиссии Управления в составе:
Начальник отдела
проверок государственных закупок: С.С. Бугримова
Главный специалиста-эксперта
отдела обжалования государственных закупок: И.С. Максимов
Исп.: Максимов И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июня 2017 г. N 2-57-6571/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017