Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июня 2017 г. N 2-57-6538/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
Е.А. Исаевой - Начальника отдела обжалования государственных закупок;
а также Комиссии Управления в составе:
Я.И. Сидоровой - Начальника правового отдела;
С.С. Бугримовой - Начальника отдела проверок государственных закупок;
И.С. Максимова - Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок,
при участии представителей:
ГКУ Дирекции ДОГМ: Головкина П.А.,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Гильмановой Д.Ф.,
ФГБНУ "НИИ МТ": Рожковой И.И., Чистяковой Г.К.,
рассмотрев жалобу ФГБНУ "НИИ МТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Дирекция ДОГМ при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению медицинских осмотров работников образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в 2017 году (Закупка N 0173200001417000340) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/28644/17 от 13.06.2017.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в п.5 технического задания конкурсной документации неправомерно указано условие о прохождении периодических медосмотров на территории Заказчика: "Исполнитель должен доставить на территорию Заказчика медицинское оборудование и медицинский инвентарь, необходимый для проведения обследований, в том числе: передвижной флюоромобиль, кресло гинекологическое, освещение, аппараты ЭКГ, УЗИ. Расходные материалы для забора биологического материала на исследование предоставляются Исполнителем. Расходные материалы должны соответствовать качеству, необходимому для временного хранения и транспортировки биологического материала на исследование. Все расходные материалы для забора биоматериала и осмотра работников одноразовые в стерильных упаковках. Исполнитель обеспечивает осмотр работников всеми врачами-специалистами и проведение необходимых исследований единовременно (не менее 80 человек) в день проведения периодического медицинского осмотра". Кроме того, по мнению Заявителя жалобы, организация не вправе осуществлять медицинскую деятельность по проведению предварительных, периодических медицинских осмотров по адресу, не указанному в лицензии в качестве места осуществления указанного вида деятельности, до внесения данного адреса в соответствующую лицензию путем ее переоформления.
Рассмотрев представленные документы и сведения, выслушав явившихся на заседание Комиссии Управления представителей Заявителя, Заказчика, уполномоченного органа, Комиссия Управления не находит оснований для удовлетворения жалобы, основываясь на следующем.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к оказанию услуг в соответствии с потребностями, а именно: оказание услуг по проведению медицинских осмотров работников образовательных организаций на территории Заказчика.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании пп."г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным Заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в пп.9 п.16.1 Конкурсной документации указано следующее: "Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать следующие информацию и документы в соответствии с едиными требованиями к участникам закупки. Копия лицензии на право проведения периодических медицинских осмотров".
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (далее - ПП N291) в перечень работ, относящихся к медицинской деятельности, входят, в том числе, медицинские осмотры.
Таким образом, требование п.16.1 конкурсной документации о наличии у участника закупки действующей лицензии на медицинскую деятельность установлено в соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе и Законом о лицензировании.
Согласно жалобе, в силу п.8 ст.3 Закона о лицензировании место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В силу п.8 ПП N291 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "б" - "д", "ж" и "з" пункта 7 ПП N291 сведения (документы).
Таким образом, по мнению Заявителя, организация не вправе осуществлять медицинскую деятельность по проведению предварительных, периодических медицинских осмотров по адресу, не указанному в лицензии в качестве места осуществления указанного вида деятельности, до внесения данного адреса в соответствующую лицензию путем ее переоформления, при этом фактически при выезде медицинских работников для проведения периодических медицинских осмотров работников Заказчика по адресу, не указанному в лицензии, нарушаются требования лицензируемого законодательства, которые влекут административную ответственность.
На заседании Комиссии Управления установлено, что, согласно положениям конкурсной документации, действующая лицензия на медицинскую деятельность с адресом непосредственного оказания услуг не требуется к предоставлению в составе заявки, кроме того, ПП N291 предусматривает возможность переоформления лицензии на медицинскую деятельность. Помимо того, вышеуказанные требования едины и установлены ко всем участникам закупки в равной степени, таким образом, установленные Заказчиком требования п.9 п.16 конкурсной документации не противоречат ст.31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что, исходя из диспозиции п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе основополагающим элементом при описании объекта закупки является потребность Заказчика, при определении которой последний не должен выходить за пределы, предоставленные ему приведенной нормой права, и устанавливать требования, направленные на искусственное ограничение количества участников закупки.
При этом, Комиссия также принимает во внимание и то обстоятельство, что основной задачей законодательства о контрактной системе закупок является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате проведенной закупки лица, исполнение контракта которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц не отвечающих таким условиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.
При наличии у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара либо оказании определенных услуг, вести речь об ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Кроме того, исходя из толкования ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к услуге Заказчик устанавливает с целью последующего определения ее соответствия своим потребностям.
В свою очередь, положениями п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе закупок установлен запрет на предъявление к участникам закупки требований, влекущих ограничение их количества, за исключением случаев, когда нет иного способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В настоящем случае вышеуказанное требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность, а также проведение медицинских осмотров на территории Заказчика, согласно предоставленным возражениям, вызвано необходимостью Учреждений в получении услуг, полностью удовлетворяющих его потребностям, в том числе в условиях работ мобильных бригад выполняющих осмотр работников всеми врачами-специалистами, и проведение необходимых исследований единовременно (не менее 80 человек) в день проведения периодического медицинского осмотра. Доказательств обратного Заявителем не приведено, а каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у антимонопольного органа не имеется.
Кроме того, Заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также, Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех услуг и с теми их характеристиками, которые указаны в конкурсной документации.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании конкурсной документации, в том числе при установлении требования в техническом задании о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность, а также при указании места оказания услуг в соответствии со своей потребностью. При этом, Комиссия Управления также обращает внимание то обстоятельство, что вопрос переоформления лицензии в настоящем случае касается стадии исполнения Контракта, но не стадии подачи заявок, что также свидетельствует об отсутствии необоснованного ограничения количества участников закупки применительно к ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления в настоящем случае не находит правовых оснований для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
При этом, приведенные Заявителем доводы о длительном периоде переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности (что, как указывает Заявитель, может создавать препятствия при выполнении контракта), о принуждении Заказчиком исполнителя по Контракту к нарушению требований лицензионного законодательства (в части исполнения Контракта без переоформленной лицензии), а также об ограничении количества участников контракта путем предъявления излишних необоснованных требований в нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) оставляются в настоящем случае Комиссией Управления без рассмотрения ввиду отсутствия у названной Комиссии правомочий по рассмотрению и правовой оценке указанных доводов. Полномочия Комиссии Управления, рассматривающей настоящий спор, ограничены проверкой законности действий Заказчика на предмет их соответствия требований Закона о контрактной системе.
В то же самое время, в случае наличия у Заявителя сомнений в части соответствия действий Заказчика положениям Закона о защите конкуренции и требованиям лицензионного законодательства последний не лишен возможности обратиться в антимонопольный орган с соответствующим заявлением в порядке, установленном гл.9 Закона о защите конкуренции, либо в иные уполномоченные органы, в компетенции которых находится контроль за соблюдением требований лицензионного законодательства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что доводы жалобы в части, относящейся к ее компетенции, не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ФГБНУ "НИИ МТ" на действия ГКУ Дирекция ДОГМ необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России NМГ/28644/17 от 13.06.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий
Комиссии Управления: Е.А. Исаева
Члены Комиссии Управления: Я.И. Сидорова
С.С. Бугримова
И.С. Максимов
исп. Максимов И.С. тел. 8-495-784-75-05, доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июня 2017 г. N 2-57-6538/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017