Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2017 г. N 2-57-6862/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей Управы района Новогиреево города Москвы: Д.О. Селяметова, С.С. Леончика,
в отсутствие представителей А.Е. Шурлова, о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/29784/17 от 19.06.2017,
рассмотрев жалобы А.Е. Шурлова (далее - Заявитель) на действия Управы района Новогиреево города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по выполнению текущего ремонта системы отопления административного корпуса N 9 (Закупки NN 0373200006217000564, 0373200006217000565, 0373200006217000566) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/29784/17 от 19.06.2017.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалоб, Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе в части не указания идентификационного кода закупки в проектах контрактов.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что идентификационные коды закупок указаны в Извещениях о проведении электронных аукционов, при этом проектами контрактов предусмотрена графа для заполнения идентификационного кода закупки, который включается в контракт на этапе его подписания сторонами.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, при этом в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. При этом, в составе жалоб Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком законных прав и интересов Заявителя, а также об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Также Заявитель указывает, что Заказчиком в проектах контракта (Закупки NN 0373200006217000565, 0373200006217000566) не установлен срок выполнения работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что п.8 Технического задания аукционных документаций установлены сроки выполнения работ в течение 30 календарных дней с момента заключения контрактов.
В свою очередь, п.3.1 проектов контрактов предусмотрено, что сроки оказания услуг по контрактам установлены в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту).
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб.
3. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, так например:
- п. "Битумы нефтяные, дорожные жидкие": температура начала кипения, температура перегонки 50% и 96%, температура самовоспламенения (для класса МГ), условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С (для класса МГ) и т. д.;
- п. "Краски масляные жидкотертые": условная вязкость по вискозиметру типа В3-246 при температуре (20,00,5) °С, твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3, типа ТМЛ (маятник Б), условная светостойкость пленки, расход краски на однослойное покрытие и т. д.;
- п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие": коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, пористость минеральное части асфальтобетона, водостойкость асфальтобетона при длительном воздействии и т. д.;
- п. "Олифа натуральная": прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при (202) °С, температура самовоспламенения, время высыхания при 20
2 °С до степени 3 и т. д.;
- п. "Крошка резиновая гранилированная": твердость по Шору А, сопротивление истиранию, относительная деформация сжатия и т. д.;
- п. "Пигменты сухие зеленые": диспергируемость желтого пигмента за 30 мин, реакция водной вытяжки (рН) голубого пигмента, массовая доля остатка голубого пигмента после сухого просеивания и другие.
Конкретные значения по обжалуемым и подобным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционах, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционах и проводит к ограничению участия в аукционах. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционных документациях требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционах.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые не представляют собой описание конкретной потребности Заказчика, так например: п. "Ограждение газонное из металлической профильной трубы": термическая обработка - без термической обработки; с термической обработкой; п. "Смеси сухие": содержание водоудерживающих добавок - есть; нет. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, каким образом подобные требования описывают потребность Заказчика с учетом того факта, что для Заказчика не имеет значение наличие или отсутствие данных характеристик.
Кроме того, Заявитель также обжалует установление Заказчиком требований к характеристикам товаров в противоречие соответствующих ГОСТ, а именно:
- п. "Смеси бетонные": марка по удобоукладываемости - П1 или П2 или Ж1 или Ж2 или П3 или Ж3; жесткость - ? 5 с. Вместе с тем, Заявитель указывает, что при выборе марки по осадке конуса (П1 или П2 или П3) не представляется возможным указать значение параметра жесткости. Кроме того, для указанных марок Ж1, Ж2, Ж3 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" устанавливает верхнее значение жесткости 30 с, вместе с тем, требование Заказчика позволяет указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, но противоречащее положениям ГОСТ. Аналогичное нарушение в части неустановления максимального значения показателя содержится в описании характеристики "содержание зерен пластинчатой и игловатой формы" по п. "Щебень для дорожных работ"
- п. "Растворы строительные": марка по подвижности - Пк3; Пк4; норма подвижности по погружению конуса - 14 см, что позволяет участнику закупки представить значение показателя, соответствующее требованиям аукционной документации, но противоречащее положениям соответствующего ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", поскольку Заказчиком не установлено минимальное значение показателя, которое согласно Таблице 1 ГОСТ 28013-98 для указанных марок составляет 8 см. Аналогичное нарушение в части неустановления минимального значения показателя содержится в описании характеристики "степень перетира" по п. "Краски масляные жидкотертые", "цвет по йодометрической шкале", "отстой" по п. "Олифа натуральная", а также " содержание зерен слабых пород" по п. "Щебень для дорожных работ";
- п. "Щебень для строительных работ": тип исходной породы - должна быть изверженная; метаморфическая; осадочная; группа - от 1*; содержание зерен пластинчатой и игловатой формы - до 36% по массе, что позволяет участнику закупки представить значение показателя, соответствующее требованиям аукционной документации, но противоречащее положениям Таблицы 2 соответствующего ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", согласно которым группе щебня 5 соответствует значение содержания зерен пластинчатой и игловатой формы от 35 до 50 %, при этом значение 35 % не включается, а требование Заказчика позволяет участнику выбрать группу 5, но не позволяет представить значение содержания зерен пластинчатой и игловатой формы 36 % и более;
- п. "Щебень для строительных работ": тип исходной породы - должна быть изверженная; метаморфическая; осадочная; марка по дробимости - от 300; содержание зерен слабых пород и глины в комках - до 10*% по массе, что позволяет участнику закупки представить значение показателя, соответствующее требованиям аукционной документации, но противоречащее положениям ГОСТ 8267-93, согласно которому содержание зерен слабых пород для марок по дробимости свыше 300 составляет от 5 до 15 %, а содержание глины в комках для марок по дробимости свыше 300 составляет не более 0,25 или не более 0,5.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены следующие неправомерные требования к товарам:
- п. "Смеси бетонные": марка по уплотнению - от КУ1* до КУ4*; коэффициент уплотнения - 1,10. Заявитель указывает, что при выборе марки КУ4 участнику закупки не представляется возможным указать значение коэффициента уплотнения в соответствии с ГОСТ. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 4 ГОСТ 7473-2010 коэффициент уплотнения для марки КУ4 составляет 1,10-1,04, что позволяет участнику закупки указать значение показателя в соответствии с ГОСТ и требованиями аукционной документации.
- п. "Смеси бетонные": марка по удобоукладываемости - П1 или П2 или Ж1 или Ж2 или П3 или Ж3; тип - бетонные смеси тяжелого бетона (БСТ); водоотделение - 0,8 %; раствороотделение -
4 %. Заявитель указывает, что при выборе любой из требуемых марок участнику закупки не представляется возможным указать значение водоотделения и раствороотделения в соответствии с ГОСТ. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 6 ГОСТ 7473-2010 значение водоотделения для марок Ж1, Ж2, Ж3 составляет 0,2 %, для марок П1 и П2 - 0,4 %, для марки П3 - 0,8 %, что позволяет участнику закупки указать значение показателя в соответствии с ГОСТ и требованиями аукционной документации.
- п. "Олифа натуральная": применяемое масло - должно быть льняным или конопляным; сорт высший или первый; кислотное число -
7 мг КОН; плотность -
0,930 г/см3. Заявитель указывает, что при предложении в составе заявки льняной олифы высшего сорта не представляется возможным указать значения плотности и кислотного числа в соответствии с ГОСТ. Вместе с тем, согласно ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия" кислотное число для указанной олифы составляет не более 6 мг КОН, а плотность 0,938-0,950 г/см3, что позволяет участнику закупки указать значение показателя в соответствии с ГОСТ и требованиями аукционной документации.
- п. "Растворы строительные": тип по средней плотности - должен быть тяжелый или легкий; средняя плотность затвердевших растворов в проектом возрасте - 1100 кг/см3. Заявитель указывает, что при предложении в составе заявки раствора легкого типа не представляется возможным указать значения плотности и кислотного числа в соответствии с ГОСТ. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 28013-98 средняя плотность легких растворов в проектном возрасте составляет менее 1500, что позволяет участнику закупки указать значение показателя в соответствии с ГОСТ и требованиями аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем, согласно протоколам рассмотрения заявок N0373200006217000564 от 19.06.2017, N0373200006217000565 от 19.06.2017, N0373200006217000566 от 19.06.2017, на участие в электронных аукционах подано по 3 заявки, при этом все заявки допущены к участию в аукционах, что свидетельствуют о том, что аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам по вышеуказанным основаниям.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы А.Е. Шурлова на действия Управы района Новогиреево города Москвы обоснованными в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2017 г. N 2-57-6862/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017