Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2017 г. N 2-57-6631/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 52 Департамента здравоохранения города Москвы": С.М. Черного,
при участии представителя ООО "Рельеф":Н.А. Поликарповой,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 52 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту отделений на 5-м, 6-м и 7-м этажах хирургического корпуса филиала ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" (Закупка N 0373200017417000133) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/28820/17 от 13.06.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к наличию аэратора, обозначению, а также типу товара "Смеситель для умывальника", массе 1 м2 листа товара "Листы гипсокартонные", группе по эффективности пропаривания товара "Цемент общестроительный", типу длины, точности порезки, профилю, марке стали при описании товара "Арматурная сталь", диаметрам головок при описании товаров "Шурупы с полукруглой головкой", марке по плотности, виду плиты, плотности при описании характеристик товара "Плиты минераловатные", виду отвода, длине, длине решетки, марке чугуна, глубине стакана, ширине решетки товара "Трапы чугунные канализационные", типу длины труб при описании товара "Труба бесшовная горячедеформированная", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования являются избыточными при описании применяемых товаров, а также поскольку значения данных характеристик предтавляется возможным определить только по результатам проведенных испытаний конкретных партий товаров.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, на основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров, в частности свидетельствующих о том, что вид отвода канализационных трапов, тип смесителя для умывальника профиль арматурной стали не представляется возможным определить без закупки отдельных партий товаров. Также в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Пленка полиэтиленовая" установлены требования к характеристикам "Статический коэффициент трения, "Удельное поверхностное электрическое сопротивление";
- в п. "Бруски обрезные" установлены требования к характеристикам "Предельные отклонения размеров по толщине", "Предельные отклонения размеров по ширине";
- в п. "Труба бесшовная горячедеформированная" установлено требование к характеристике "Предельные отклонения размеров по толщине стенки".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Смеситель для умывальника" установлены требования "Излив: с аэратором", "Смеситель: См-УмДЦБА; См-УмОЦБА", "Тип смесителя: однорукояточный; двухрукояточный", "Тип смесителя: набортный, центральный", что, по мнению Заявителя является неправомерными требованиями, поскольку указанное Заказчиком при описании показателя "Смеситель" обозначение товара также содержит указание на назначение умывальника, а также указывает на необходимость наличия аэратора, соответствия требованию о том, что смеситель должен быть центральным и набортным, и содержит сведения о типах смесителя в зависимости от наличия рукоятей, что, свидетельствует об установлении Заказчиком дублирующих требований к товару;
- в п. "Плиты минераловатные" установлены требования "Вид плиты: ПЖ; ПП; ПМ; ППЖ", "Сокращенное обозначение: ПМ40; ПМ-50; ПЖ-100; ПЖ-120; ПЖ-140; ПП-70; ПП-60; ПП-80; ППЖ-160; ППЖ-180; ППЖ-200", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку сокращенное обозначение плиты содержит также указание на вид плиты;
- в п. "Плиты керамические" установлены требования к характеристикам "Высота рифлений", "Морозостойкость", "Степень износостойкости", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку значения данных характеристик не указываются в условном обозначении плит;
- в п. "Задвижки чугунные, параллельные, фланцевые с выдвижным шпинделем, для воды и пара, марка 30ч6бр" установлено требование "Покрытие клина: обрезиненный клин с невыдвижным шпинделем", что, по мнению Заявителя, не соответствует наименованию товара, согласно которому задвижки должны быть с выдвижным шпинделем, а также должны быть марки 30ч6бр, которая изготавливается только с невыдвижным шпинделем;
- в п. "Сифоны для моек и умывальников" установлено требование "Высота: гидравлического затвора от 59 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 23289-94 "Арматура санитарно-техническая водосливная. Технические условия", согласно которому высота гидравлического затвора в сифонах для умывальников, моек должна быть не менее 60 мм;
- в п. "Бруски обрезные" установлены требования "Толщина: 75, 100 мм", "Ширина: от 150* до 250* мм", что, по мнению Заявителя, с учетом положений ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. термины и определения", согласно которому брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины является неправомерным требованием, поскольку при указанных значениях толщины бруска, ширина пиломатериала не может превышать 200 мм;
- в п. "Клей фенолполивинилацетатный" установлены требования "Температура эксплуатации: -60*_+80* °С", "Марка: БФ-2, БФ-4", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 12172-74 "Клеи фенолополивинилацетальные. Технические условия", согласно которому температура эксплуатации клея марки БФ-2 должна быть от минус 60 до плюс 80 °С, БФ-4 - от минус 60 до плюс 60 °С;
- в п. "Герметик" установлены требования "Марка: У-30-М, УТ-31", "Плотность: от 1300 до 1930 кг/м3", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 13489-79 "Герметики марок У-30-М и УТ-31. Технические условия", согласно которому плотность герметика марки У-30-М должна быть 1400100 кг/м3, марки УТ-31 - 1830
100 кг/м3.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя об установлении неправомерных требований к товарам "Задвижки чугунные, параллельные, фланцевые с выдвижным шпинделем, для воды и пара, марка 30ч6бр", "Бруски обрезные", а также затруднился пояснить в соответствии с какими сведениями Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам, применяемым при выполнении работ, и затруднился обосновать необходимость установления требования к товарам указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 52 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Пленка полиэтиленовая", "Бруски обрезные", "Труба бесшовная горячедеформированная", "Смеситель для умывальника", "Плиты минераловатные", "Плиты керамические", "Задвижки чугунные, параллельные, фланцевые с выдвижным шпинделем, для воды и пара, марка 30ч6бр", "Сифоны для моек и умывальников", "Клей фенолполивинилацетатный", "Герметик".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председатель Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июня 2017 г. N 2-57-6631/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2017