Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2017 г. N 2-57-6727/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
С.С. Бугримовой - начальника отдела проверок государственных закупок,
а также Комиссии Управления в составе:
А.В. Гордуз - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок,
З.У. Несиева - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок,
при участии представителей ГУ - Отделение ПФРФ по г. Москве и МО: Левальд О.В., Авериной Ю.С.,
в отсутствие представителей ООО "Строительная компания Атюс", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/29273/17 от 15.06.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГУ - Отделение ПФРФ по г. Москве и МО (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (Закупка N 0273100000617000047) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.06.2017 NМГ/29273/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
1) В форме-2 Заказчиком установлены идентичные требования к одноименным товарам, которые выделены в отдельные позиции Формы-2, например: "Сетки арматурные сварные" пп. 1, 29, 63, 90, 122, 161, 192, 227, 254, 282, 311, 378, 402, 437, 468, 503, 524, 565, 590, 618, 656, 677, 699; "Смесь сухая" пп. 2, 30, 64, 91, 123, 124, 162, 193, 228, 255, 312, 344, 379, 403, 404, 438, 439, 469, 470, 504, 525, 566, 591, 620, 657, 678, 700; "Дюбели распорные с шурупом" пп. 5, 67, 111, 258, 300, 521, 660; "Шуруп самонарезающий" пп. 6, 67, 112, 199, 259, 301, 318, 350, 409, 444, 475, 522, 531, 626, 661 и т.д.
2) Требования к товарам представлены в виде таблицы, в которой определено, какие значения показателей являются минимальными, максимальными и подлежат указанию участником в рамках требуемых значений, а также, какие значения показателей являются неизменяемыми. При этом, согласно инструкции по заполнению заявки: "В графе "Характеристики и Значения показателей, которые не могут изменяться" указаны требуемые качественные (с использованием терминологии, касающейся технических и качественных характеристик объекта закупки) и/или количественные (с использованием числовых значений) показатели, значения которых не могут изменяться", при этом, в инструкции также указано следующее: "Показатели в графе Таблицы "Характеристики и значения показателей, которые не могут изменяться", указанные через ";" или союз "или", означают, что участнику следует указать одно из указанных в данной графе значений (или характеристик), включая диапазонные значения (при наличии требования диапазонного значения). При этом показатель до знака ";", между и после ";" является единым, например, указано: ДФ 50/5Н; Д50Н. Участнику необходимо указать ДФ 50/5Н или Д50Н. Или, например, указано: 1,25; 1,5 - участнику необходимо указать 1,25 или 1,5. Или, например, указано: "цементная"; "смешанная", то участнику необходимо указать или "цементная", или "смешанная". Таким образом, для одних и тех же значений установлено противоречивое описание их применения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в Аукционной документации следующих требований:
1) Заказчиком намеренно использована непоследовательная нумерация позиций товаров в Форме-2, что вводит в заблуждение участников закупки.
2) В инструкции по заполнению заявки указано: "Значения параметров, указанные с предлогами "от" и/или "до" (например: "от 2 до 6", "до 8", "от 7"), означают, что участнику закупки необходимо указать конкретное значение из заданного допустимого диапазона, при этом крайние значения указанного диапазона не включаются участников в указываемое им значение", также в инструкции установлено: "В случае, если значения показателя указаны с предлогами "от" и/или "до", а наименование показателя в графе Таблицы "требуемый показатель" сопровождается словами: "в интервале", "интервал", "в диапазоне", "диапазон" или "амплитуда", то участнику закупки следует указать диапазонное значение, при этом крайние значения заданного диапазона не включаются в требуемое диапазонное значение". Таким образом, для одного и того же обозначения "от" и/или "до" Заказчиком установлены различные требования.
3) Согласно структуре Приложения N2 к Техническому заданию, а также положений инструкции, числовые значения, указанные как минимальные и максимальные в соответствующих столбцах, входят в число возможных значений показателя. При этом, инструкция по заполнению заявки устанавливает расширенное количество дополнительных условных обозначений, необходимость использования которых не обоснована Заказчиком, например: "Значения параметров, указанные с предлогами "от" и/или "до", означают, что участнику закупки необходимо указать конкретное значение из заданного допустимого диапазона, при этом крайние значения указанного диапазона не включаются участником в указываемое им значение", "Значения показателей, указанные со словами "ниже" или "менее", или с применением символа "<", означают, что участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, которые должны быть ниже или менее указанных значений, при этом данные значения не включаются участником в указываемые им значения" и т.д.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих участнику закупки сформировать свое предложение на участие в Аукционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: "Водно-дисперсионный состав", "Двери деревянные", "Вентилятор установки В1", "Смеси сухие шпатлевочные", "Тепло-звукоизоляционные плиты", "Вентилятор установки В2", "Сетка малярная", "Умывальник с постаментом", "Тепло-звукоизоляционные плиты", "Радиатор отопления", "Труба ВГП", "Кабель саморегулируемый", "Оповещатель", "Извещатель".
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным определить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара. Так, например, по п. "Умывальник с постаментом" установлено требование "Умывальники должны выдерживать нагрузку (механическая прочность) 1,5", при этом согласно п. 3.1 "Испытание изделий на механическую прочность" ГОСТ 13449-82 "Изделия санитарные керамические. Методы испытаний", данный параметр определяется только по результатам испытаний, а именно: "Механическую прочность проверяют на целом изделии, не имеющем трещин, посечек и других повреждений. Перед испытанием изделие очищают мягкой тканью и т.д.".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Приложении N 1 к техническому заданию характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам в нарушение положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Так же, согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, так например: "Светильники в кабинетах, клиентских службах, зале ожидания, коридоре, помещении охраны" (Цветовая температура не менее 3000 не более 4500), "Светильники в технических помещениях (электрощитовая и ИТП)" (Цветовая температура не менее 3000 не более 4500), "Светильники в помещении архива" (Цветовая температура не менее 3000 не более 4500) и т.д.
По мнению Заявителя, конкретные значения по вышеуказанным характеристикам позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы отсутствует обоснование неправомерности данных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, являются избыточными. Кроме того, Заказчиком представлены материалы, подтверждающие, что запрашиваемые характеристики товаров указываются производителями на упаковках товаров и информация об этих значениях характеристик находится в открытом доступе, что позволяет участнику закупки заполнить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГУ - Отделение ПФРФ по г. Москве и МО обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Комиссия Управления в составе:
Председательствующий С.С. Бугримова
Заместитель начальника отдела обжалования
государственных закупок А.В. Гордуз
Главный специалист-эксперт
отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиев
Исп.: Несиев З.У.
1. ГУ - Отделение ПФРФ по г. Москве и МО
125009, Москва, б-р Тверской, 18/1
2. ООО "Строительная компания Атюс"
115230, г. Москва, пр-д Хлебозаводский, д. 7, стр. 9, оф. 901
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-6727/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
20.06.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
С.С. Бугримовой - начальника отдела проверок государственных закупок,
а также Комиссии Управления в составе:
А.В. Гордуз - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок,
З.У. Несиева - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок,
на основании решения Комиссии от 20.06.2017 по делу N 2-57-6727/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГУ - Отделение ПФРФ по г. Москве и МО (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (Закупка N 0273100000617000047), в соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протоколы проведения Аукциона;
-вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N 2-57-6727/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена согласно ч.6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-6727/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 30.07.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу:
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия Управления в составе:
Председательствующий С.С. Бугримова
Заместитель начальника отдела обжалования
государственных закупок А.В. Гордуз
Главный специалист-эксперт
отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиев
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2017 г. N 2-57-6727/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2017