Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21 июня 2017 г. N 122/КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
при участии со стороны:
1.Заказчика-Открытого акционерного общества "Хлеб" (далее -ОАО "Хлеб"):
4. В отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "САВИТУР-Аудит" (далее- ООО "САВИТУР-Аудит"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобуN122/КСООО "САВИТУР-Аудит" на действия заказчика - ОАО "Хлеб" при проведении открытого конкурса на услуги по проведению финансового аудита (закупка N 0480200000117000001), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхимуниципальныхнужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), при ведении аудиозаписи заседания комиссии по рассмотрению жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 14.06.2017 года входящий N 3980 поступила жалоба ООО "САВИТУР-Аудит" на действия заказчика - ОАО "Хлеб" при проведении открытого конкурса на услуги по проведению финансового аудита (закупка N 0480200000117000001).
В жалобе ООО "САВИТУР-Аудит" указывает на следующие нарушения.
1. Заявитель считает установленное в конкурсной документации требование о наличии действующей лицензии на работу с государственной тайной попыткой ограничить конкуренцию и не допустить независимые аудиторские фирмы для подачи заявок на данный конкурс.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация".
ОАО "ХЛЕБ" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной как юридическое лицо с момента государственной регистрации.
Статья 5 Закона РФ от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну. В данный перечень входят:
1) Сведения в военной области
2) Сведения в области экономики, науки и техники
3) Сведения в области внешней политики и экономики;
4) Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации не входит в перечень сведений, составляющих государственную тайну. Требование к участникам конкурса на оказание аудиторских услуг коммерческой организации о наличии в составе заявки на участие в конкурсе копии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну - незаконно.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Также ни в одном из разделов конкурсной документации не имеется ссылки указывающей на наличие у организатора закупки положения о гос. тайне.
2. Заказчик установил срок заключения контракта (не позднее чем через тридцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе), противоречащий действующему законодательству.
3.В конкурсной документации в критерии "опыт и квалификация" указано:
Опыт и квалификация руководящего персонала |
от 0 до 20 баллов |
наличие у руководителя организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стажа работы аудитором менее 1 года |
0 баллов |
наличие у руководителя организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стажа работы аудитором от одного года до пяти лет (включительно) |
10 баллов |
наличие у руководителя организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стажа работы аудитором более пяти лет |
20 баллов |
К понятию "квалификационный аттестат" согласно ФЗ-307 относятся разные виды аттестатов, дающие аудиторам разные полномочия при проверке специальных предприятий. Имеются аттестаты общего вида, и аттестаты нового образца, выданные после 01.01.2011.
Только второй тип аттестатов дает право проверять предприятия имеющие существенную долю государственной (муниципальной) собственности, что необходимо учитывать при проведении данного конкурса.
Следовательно, заказчик будет оценивать в данном показателе все предусмотренные согласно Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" квалификационные аттестаты (в том числе общего вида), собирается оценивать опыт работы аудиторов, которые не имеют право на выполнение работы по данному договору.
Наличие квалификационного аттестата аудитора, предусмотренного частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", является обязательным требованием законодательства об аудиторской деятельности и не может рассматриваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе.
4. ООО "САВИТУР-Аудит" подавало запросы на разъяснение конкурсной документации через электронную почту, однако, заказчик не ответил на данные запросы.
Податель жалобы отмечает, что все вышеуказанные нарушения являются существенными, нарушают как его права, так и права неограниченного круга лиц, имеющих право участвовать в конкурсе.
На основании вышеизложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить проведение процедуры открытого конкурсадо рассмотрения жалобы по существу, а также признать жалобу ООО "САВИТУР-Аудит" обоснованной и обязать ОАО "Хлеб" исправить имеющиеся нарушения.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия19.06.2017 года входящий N 4124 поступил пакет документовот заказчика, а также письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано следующее.
Довод заявителя об оценки в том числе и общих квалификационных аттестатов является ошибочным, поскольку в пункте 2.6 конкурсной документации имеется ссылка на часть 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", следовательно, ОАО "Хлеб", оценивая опыт и квалификацию исходил бы только из наличия данного квалификационного аттестата и опыта.
По доводу о непредставлении разъяснений положений конкурсной документации заказчик пояснил, что согласно информационного письма ООО "Комплекс-Про" (организация, предоставляющая ОАО "Хлеб" услуги по программному обеспечению) в связи с увеличением активности вредоносного программного обеспечения, распространяемого через почтовые вложения, сотрудникам ОАО "Хлеб" запрещено открывать письма при неуверенности, что это письмо предназначалось именно ОАО "Хлеб", в связи с чем, запросы подателя жалобы не были открыты.
Остальные доводы жалобы заказчик считает не существенными и не нарушающими права участников конкурса.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представителизаказчика поддержали доводы, указанные в письменных пояснениях, и просили признать жалобу ООО "САВИТУР-Аудит" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчика - ОАО "Хлеб" документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 122/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
24.05.2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ruразмещена информация (извещение, конкурсная документация) о проведении открытого конкурса на услуги по проведению финансового аудита (закупка N 0480200000117000001).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 79 333,30 рублей.
Конкурсная документация на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО "Хлеб" за 2017 года утверждена23.05.2017 г. генеральным директором ОАО "Хлеб".
Правовые основы регулированияаудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности).
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным (часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности).
Порядок проведения открытого конкурса определен статьями 48-55 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым, заказчик - ОАО "Хлеб" сообщил информацию о закупке неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса и конкурсной документации(закупка N 0480200000117000001).
1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению финансового аудита.
В информационной карте открытого конкурса, в разделе "Обязательные требования к участникам закупки" указано, в том числе: членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Комиссией антимонопольного органа установлено, и подателем жалобы не оспаривается, что требование к участнику закупки - аудиторской организации о членстве в одной из саморегулируемых организаций аудиторов установлено заказчиком правомерно, в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.
Вместе с тем, требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну - неправомерно, поскольку бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО "Хлеб", подлежащая аудиту и указанная в техническом задании конкурсной документации, не входит в перечень сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Таким образом, заказчик нарушил пункт 1 части 1 и часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части установления требований к участникам закупки в нарушение требований действующего законодательства. Довод заявителя нашел свое подтверждение.
Кроме того, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за вышеуказанные неправомерные действия заказчика.
Для рассмотрения довода заявителя о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, материалы жалобы будут переданы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России в целях установления наличия (отсутствия) признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В нарушение части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в пункте 6.2 конкурсной документации заказчиком указано, что договор заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее чем через тридцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Таким образом, второй довод заявителя также является обоснованным.
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 5.3 конкурсной документации указано, что при оценке заявок заказчиком применяется балльная система с использованием следующих показателей: Цена договора - 60% и Квалификация участника закупки - 40 %. При этом, одним из показателей по критерию "Квалификация участника закупки" является Опыт и квалификация руководящего персонала:
Опыт и квалификация руководящего персонала |
от 0 до 20 баллов |
наличие у руководителя организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стажа работы аудитором менее 1 года |
0 баллов |
наличие у руководителя организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стажа работы аудитором от одного года до пяти лет (включительно) |
10 баллов |
наличие у руководителя организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стажа работы аудитором более пяти лет |
20 баллов |
Вместе с тем, Законом об аудиторской деятельности предусмотрены квалификационные аттестаты общего вида и квалификационные аттестаты нового образца, что не оспаривалось присутствующими на рассмотрении жалобы представителями заказчика, и исходя из объекта закупки,в целях проведения аудита организаций, имеющих долю государственной собственности не менее 25%, каковым является ОАО "Хлеб", участнику необходимо иметь квалификационный аттестат нового образца, выданный одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что в конкурсной документации отсутствует положение о том, что ОАО "Хлеб" является организацией, имеющей долю государственной собственности не менее 25%, что с учетом отсутствия конкретизированных требований к квалификационному аттестату аудитора, может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение (участниками будут представлены различные квалификационные сертификаты, как общего вида, так и выданные после 01.01.2011 г.) и послужить основанием для необъективной оценки конкурсных заявок.
В силу вышеизложенного, заказчиком - ОАО "Хлеб" нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части необъективного описания объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, комиссия Хакасского УФАС России не соглашается с доводом заявителя о том, что наличие квалификационного аттестата аудитора не может рассматриваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, поскольку такой документ позволяет заказчику получить информацию о стаже работы аудитора.
4. Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (часть 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
ООО "САВИТУР-Аудит" 08.06.2017 года (за пять дней до даты окончания подачи заявок - 14.06.2017) направлило в адрес заказчика посредством электронной почты (на e-mail: abhleb@mail.ru, указанный в конкурсной документации) запросы на разъяснения конкурсной документации, что, в последствии, не отрицалось присутствующими на рассмотрении жалобы представителями заказчика.
В нарушение части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик - ОАО "Хлеб" не представил участнику открытого конкурса разъяснения положений конкурсной документации.
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, в ходе рассмотрения жалобы по существу, часть доводов заявителя - ООО "САВИТУР-Аудит"нашлисвоеподтверждение, что дает основание признать жалобу частично обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 122/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
1. Согласно пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
ВИзвещении о проведении открытого конкурса N 0480200000117000001не указаны требования к участникам закупки по пунктам 3-5, 7-10 части 1 и части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласнопункта 4 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает плату (при ее установлении), взимаемую заказчиком за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюту платежа.
В Извещении о проведении открытого конкурса N 0480200000117000001не указана информация о размере платы за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюте платежа, что является нарушением пункта 4 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупоки содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок,при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457) утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункта 5 Перечня, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Объект закупки N0480200000117000001: оказание услуг по проведению финансового аудита (Извещение о проведение открытого конкурса размещено в ЕИС 24.05.2017).
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457.
4. Согласно части 10 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок,прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации (закупка N0480200000117000001) указано:
Дата и время окончания подачи заявок: 14.06.2017 10:00.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам: 14.06.2017 14:00.
Таким образом, в нарушениечасти 10 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик установил срок приема заявок, который не соответствует по времени сроку вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
5. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В нарушение пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении открытого конкурса отсутствуют даты начала и окончания срока предоставленияучастникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации.
6. Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие об ответствен-ности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В нарушение части 5 и части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик - ОАО "Хлеб" не включил в проект договора на оказание услуг по проведению финансового аудитаусловия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (в соответствии с частями 5, 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063).
7. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В информационной карте и в форме 3 конкурсной документацииустановлены обязательные требования к участникам:
а) членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
б) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
в) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
г) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
д) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
и) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок внесены следующие изменения:
пункт 7 изложен в следующей редакции:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации,
добавлен пункт 7.1 следующего содержания:
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в конкурсной документации (закупка N 0480200000117000001) установлено требование по пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок не в соответствии с действующим законодательством, а также не установлены единые требования к участникам закупки по пунктам 7.1, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
8. Часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещает требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В нарушение части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик предъявляет требование к содержанию в конкурсной заявке участника справки об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, поскольку такой документ не предусмотрен частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Ответственность за вышеуказанные правонарушения (пункты 3-8 внеплановой проверки)предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Согласно пункта 3.35 Административного регламента, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениямичасти 1, 5, 8 и 13 статьи 34, пункт 2 статьи 42, пункты 2 и 8 части 3 статьи 49, часть 7 статьи 50, часть 5 статьи 51, части 1 и 7 статьи 52, части 3 статьи 96, части 15 статьи 99, части 9 статьи 105, части 8 статьи 106 Закона о контрактнойсистеме в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 122/КСОАО "Хлеб" при проведении открытого конкурса на услуги по проведению финансового аудита (закупка N 0480200000117000001)частично обоснованной.
2. Признать заказчика -ОАО "Хлеб" нарушившим пункт 1 части 1, часть 5 и часть 6 статьи 31, части 5 и 8 статьи 34, пункты 2, 4 части 3 статьи 49, пункт 8 части 1 и часть 7 статьи 50, часть 5 и часть 10 статьи 51, часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Заказчику -ОАО "Хлеб" и его комиссиивыдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы жалобы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России в целях установления наличия (отсутствия) признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21 июня 2017 г. N 122/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017