Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 июня 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 26.06.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.06.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ИП Кузьминой Е.В. от 19.06.2017 N992-ж на действия Заказчика - Администрация Белоярского района, Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района, единой комиссии при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка компьютерной и оргтехники, комплектующих к ней (извещение N0187300008517000105) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, установивших неправомерные требования к котировочной заявке, а также действиями единой комиссии отклонившей заявку ИП Кузьминой Е.В. с нарушением Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение о проведении запроса котировок, предметом которого является поставка компьютерной и оргтехники, комплектующих к ней (извещение N0187300008517000105) размещено на официальном сайте единой информационной системы 01.06.2017.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 15.06.2017 NП1 для закупки N0187300008517000105 заявка Заявителя (N2) отклонена за отсутствие в заявке информации о товарных знаках, моделях поставляемых товаров, что не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок (п.1 Форма котировочной заявки на поставку товара).
В котировочной заявке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к извещению о проведении запроса котировок) в Информации об объекте закупки установлены требования к наименованию товара - обязательное указание товарного знака и модели (при наличии), а также к характеристикам поставляемого товара: характеристики товара должны содержать точные показатели и не содержать выражения "не более", "не менее", "или".
Согласно спецификации поставляемых товаров (Приложение к муниципальному контракту) Заказчику требуется товар: Жесткие диски, Микропроцессор, Оперативная память, Видеокарта, Портативный сканер, Клавиатура, Материнская плата, Кулер для микропроцессора.
Таким образом, в соответствии с требованиями котировочной заявки участник должен предложить товар и указать его товарный знак и модель при наличии товара у участника.
Заявка ИП Кузьминой Е.В. содержала наименование товара и конкретные характеристики (показатели), соответствующие спецификации поставляемых товаров (Приложение к муниципальному контракту).
В письме ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В соответствии с с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации не обязывает участников иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях единой комиссии нарушения части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, в части неправомерного признания заявки N2 несоответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
2. В отношении доводов Заявителя об установленных неправомерных требованиях к котировочной заявке, Комиссия Управления установила, что в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Извещением N 0187300008517000105 срок окончания подачи заявок был установлен до 15.06.2017 10:00, следовательно, Заявитель был вправе обжаловать положения запроса котировок до 15.06.2017 10:00.
Учитывая, что жалоба ИП Кузьминой Е.В. была подана 19.06.2017, Комиссия Управления не вправе рассматривать доводы жалобы на положения запроса котировок.
3. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
3.1. Пунктом 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
В котировочной заявке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к извещению о проведении запроса котировок) в Информации об объекте закупки установлены требования к наименованию товара - обязательное указание товарного знака и модели (при наличии).
В письме ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения части 2 статьи 8, части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе, в части установления требования о предоставлении участниками информации, не предусмотренной частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3.2. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
30.09.2016 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N968).
Постановлением N968 утвержден Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включающий радиоэлектронную продукцию кодов по ОКПД2:
26.20.21.110 Устройства запоминающие внутренние;
26.20.30.000 Устройства автоматической обработки данных прочие;
26.20.40.190 Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки;
26.20.16.150 Сканеры;
26.20.16.110 Клавиатуры.
В извещении N 0187300008517000105 предусмотрены аналогичные коды по ОКПД2.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По мнению Минэкономразвития России, выраженного в письме от 21.09.2015 N ОГ-Д28-12788, к ограничению участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ относятся как ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, так и условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, Заказчик и Уполномоченный орган должны были установить в извещении условия, запреты и ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением N968.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок условия, запреты и ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением N968 не установлены.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку данные нарушения повлияли на результаты торгов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Кузьминой Е.В. от 19.06.2017 N992-ж на действия Заказчика - Администрация Белоярского района, Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района, единой комиссии при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка компьютерной и оргтехники, комплектующих к ней (извещение N0187300008517000105) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрация Белоярского района, Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района нарушение части 2 статьи 8, части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Администрация Белоярского района, Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях единой комиссии Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику - Администрация Белоярского района, Уполномоченному органу - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района, единой комиссии обязательное для исполнения предписание.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/ПА- . |
Заявитель: ИП Кузьмина Е.В. 454091, г.Челябинск, ул.Монакова, 31-6 Тел.: (919) 3247943 e-mail: ipkuzminaev@gmail.com Заказчик: Администрация Белоярского района 628162, Ханты - Мансийский автономный округ-Югра, г.Белоярский, ул.Центральная, д.9 Уполномоченный орган: Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района 628162, Ханты - Мансийский автономный округ-Югра, г.Белоярский, ул.Центральная, д.9 Тел.: (34670) 62135 e-mail: GulidovaOV@admbel.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 26.06.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.06.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 26.06.2017 о рассмотрении жалобы ИП Кузьминой Е.В. от 19.06.2017 N992-ж на действия Заказчика - Администрация Белоярского района, Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района, единой комиссии при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка компьютерной и оргтехники, комплектующих к ней (извещение N0187300008517000105), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - Администрация Белоярского района, Уполномоченному органу - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района, единой комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок, предметом которого является поставка компьютерной и оргтехники, комплектующих к ней (извещение N0187300008517000105).
2. Аннулировать запрос котировок, предметом которого является поставка компьютерной и оргтехники, комплектующих к ней (извещение N0187300008517000105), путем отмены извещения и всей документации.
3. Разместить информацию об отмене протоколов и аннулировании запроса котировок в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
4. В срок до 11.07.2017 исполнить п.1, п.2 и п.3 данного предписания.
5. В срок до 12.07.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией пунктов 1, 2, 3 и 4 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 июня 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017