Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 июня 2017 г. N 05-02/173Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Полиграфические решения" (далее - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (далее - заказчик) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствии представителя заказчика,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Полиграфические решения" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бланочной продукции для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0371200021317000150) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Полиграфические решения" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бланочной продукции для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0371200021317000150) (далее - жалоба).
Доводы жалобы сводятся к следующему.
1. По мнению заявителя, при описании объекта закупки к характеристикам необходимого к поставке товара (бланочная продукция) заказчиком установлены избыточные требования (разрывная длина бумаги, гладкость, влажность, прочность на излом, массовая доля золы и другие), поскольку данные требования являются показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товара.
Заявитель полагает, что описание объекта закупки намеренно составлено заказчиком с излишне завышенными требованиями к качественным характеристикам товара и материала, из которого должен производиться данный товар.
Действия заказчика, как считает заявитель, приводят к ограничению доступа к участию в закупке, поскольку в документацию об электронном аукционе включены такие требования, которые не могут быть проверены заказчиком без проведения испытаний (которые требуют больших как временных, так и финансовых затрат) по каждому показателю.
Наличие большого объема информации по каждой позиции приводит к невозможности заполнить заявку участниками закупки надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и, как следствие, является дополнительным барьером, который приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
2. Заявитель полагает, что требования к характеристикам товаров (по позиции N 1, в частности) в описании объекта закупки составлены таким образом, чтобы максимально запутать, ввести в заблуждение участников закупки ввиду следующего:
1) заказчиком при установлении требования к материалу покрытия - бумвинилу и требования к бумаге-основе указана ссылка, в том числе на соответствие данных материалов ГОСТ 9995-84, который не существует;
2) по мнению заявителя, из содержания требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара: "разрушающее усилие, Н, не более 8,26, не менее 5,18" - невозможно разобраться, относятся ли данные показатели к материалу покрытия либо к бумаге-основе.
Кроме того, заказчик установил следующее требование к материалу покрытия - бумвинилу: "разрушающее усилие, Н, не более 8,26, не менее 5,18", а также указал, что данный материал должен соответствовать ГОСТ 9994-84. При этом, как полагает заявитель, данное требование установлено заказчиком некорректно, поскольку указанные в документации об электронном аукционе значения не соответствуют ГОСТ 9994-84, согласно которому норма для показателя "разрушающее усилие" установлена "не менее 7,0 даН". Кроме того, единицы изменения, которые использует заказчик, также установлены не в соответствии с данным стандартом: согласно ГОСТ 9994-84 "даН", заказчик указывает "Н".
Показатель "толщина бумаги-основы" согласно документации об электронном аукционе должен соответствовать следующим характеристикам: "мкм, не более 184, не менее 153", однако, как указывает заявитель в жалобе, для бумаги-основы используется ГОСТ 9995-75, согласно которому норма для показателя "толщина бумаги-основы" установлена "0,17 0,017 мм". В данном случае заказчик снова использует как значения показателя "толщина бумаги-основы", так и единицы изменения для данного показателя, не в соответствии с действующим стандартом.
Для материала "картон 1м2" заказчик установил следующие требования: "толщина картона, мм: не более 1,92, не менее 1,1", "масса картона, г: не более 1257, не менее 831", а также указал, что данный материал должен соответствовать ГОСТ 7950-77. Данные требования также, как считает заявитель, установлены заказчиком некорректно, поскольку указанные заказчиком значения показателей "масса картона" и "толщина картона" не соответствуют названному стандарту.
Таким образом, по мнению заявителя, описание объекта данной закупки установлено заказчиком необъективным образом, используемые показатели не соответствуют нормам, установленным действующими государственными стандартами, что в свою очередь является нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу доводов жалобы, в которых просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" - 07.06.2017 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0371200021317000150 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бланочной продукции для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 827,24 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации об электронном аукционе конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1".
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является поставка бланочной продукции для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1". Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется поставка различной бланочной продукции, например, журналов приема больных и отказов в госпитализации, журналов записи вызовов врачей на дом, журналов вызовов неотложной медицинской помощи, журналов регистрации переливания трансфузионных сред, журналов учета листов временной нетрудоспособности, журналов рентгенологических исследований, журналов учета профилактических прививок, журналов учета приема беременных, рожениц и родильниц, журналов записи родов в стационаре, индивидуальных карт беременных и родильниц, историй родов, историй развития новорожденных, медицинских карт амбулаторных больных, журналов вскрытий и так далее.
Из пояснений представителя заказчика следует, что установленные в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе требования к качеству материалов, из которых изготавливается бланочная продукция, которые определяются совокупностью таких показателей, как разрывная длина бумаги, гладкость, влажность, прочность на излом, массовая доля золы и другие, установлены заказчиком с учетом интенсивности эксплуатации бланочной продукции, объема вносимой информации, режимности кабинетов хранения, как наиболее удобные для применения и хранения в условиях работы действующего учреждения.
Так, например, показатель "разрывная длина" (в среднем по двум направлениям) характеризует сопротивление бумаги разрыву при растяжении, а также прочность бумаги, следовательно, определяет срок эксплуатации товара; показатель "влажность" также определяет срок эксплуатации товара (при поставке продукции с высокой влажностью, возникает риск "коробления" бумаги в процессе высыхания, что может привести к невозможности использования такой продукции по назначению), а продукция с низким показателем влажности (пересушенная бумага) приводит к преждевременному разрушению структуры бумаги, что приводит к сокращению сроков использования продукции; значение показателя "массовая доля золы", в свою очередь, свидетельствует о количестве наполнителя, содержащегося в бумаге, который повышает непрозрачность, белизну и выравнивает структуру бумаги с одной стороны, с другой стороны влечет уменьшение толщины и жесткости бумаги, следовательно, оптимальное значение массовой доли золы, определяемой ГОСТ, имеет важное значение для эксплуатационных характеристик бумаги.
Наличие указанных показателей и их технические характеристики для ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" г. Рыбинска является принципиально важным и необходимым условием для качественного оказания услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Пунктом 11 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская организация обязана вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях упорядочения ведения и использования первичной медицинской документации в учреждениях здравоохранения, обеспечения полноты и достоверности информации, отражающей деятельность учреждений здравоохранения, Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (далее - Приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030) утверждены перечень и образцы форм первичной медицинской документации (приложение к приказу), а также установлены требования к срокам хранения указанной документации (например, журналы учета профилактических прививок, журналы учета листов временной нетрудоспособности, журналы записи вызовов врачей на дом хранятся 3 года; журналы регистрации переливания трансфузионных сред, журналы записи рентгенологических исследований, индивидуальные карты беременных и родильниц - 5 лет; журналы учета приема больных и отказов в госпитализации, журналы записи родов в стационаре, истории родов, истории развития новорожденных, медицинские карты амбулаторных больных - 25 лет; журналы учета приема беременных, рожениц и родильниц - 50 лет).
Исходя из вышеизложенного заказчиком и были установлены, в том числе в необходимой степени детализированы требования к товару с учетом специфики деятельности заказчика и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений.
Также именно исходя из своих потребностей и с учетом специфики своей деятельности по разным позициям журналов, входящих в состав объекта закупки, заказчиком были установлены различные диапазоны характеристик для этих журналов. Несмотря на то, что указанные выше журналы, входящие в состав объекта закупки, относятся к одной форме бланочной продукции "Журналы" и имеют один и тот же способ использования, однако, срок их хранения, установленный Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030, варьируется от трех до пятидесяти лет в зависимости от условий назначения. Равно как и срок хранения, интенсивность использования данной бланочной продукции (журналов) также находится в прямой зависимости от условий назначения этих журналов ("журнал учета приема больных и отказов в госпитализации", "журнал учета приема беременных, рожениц и родильниц", "журнал записи родов в стационаре"), таким образом, установление заказчиком по разным позициям журналов разных диапазонов значений показателей таких журналов, фактически связана со спецификой использования таких журналов.
Согласно пункту 4.4 раздела 4 "Приемка товара" проекта контракта приемка товара производится как по количеству, так и по качеству. Для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, которая проводится заказчиком своими силами или с привлечением сторонних специалистов (пункт 4.12 раздела 4 "Приемка товара" проекта контракта). Заказчик самостоятельно принимает решение о том, каким образом проверять на соответствие установленным требованиям поставленный товар (в том числе, как следует из положений документации об электронном аукционе (проект государственного контракта) он вправе проводить экспертизу товара с привлечением сторонних специалистов). Следовательно, в данном случае проверка качества поставленного товара может быть осуществлена в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе и, соответственно, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
В качестве объекта закупки обозначена поставка бланочной продукции. В связи с этим, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе не являющееся производителем необходимого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям, установленным в документации об аукционе, и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Кроме того, в документации об электронном аукционе не указан конкретный производитель подлежащей к поставке бланочной продукции.
Вместе с тем заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Так, отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае подтверждается наличием полученных при формировании начальной (максимальной) цены контракта трех коммерческих предложений от потенциальных поставщиков, отвечающих требованиям, установленным заказчиком в документации об электронном аукционе (приложение N 1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе): коммерческое предложение N 238 от ООО "Венко" (исх. N 66 от 16.05.2017), коммерческое предложение N 239 от ООО "Рубикон" (исх. N 26 от 15.05.2017), коммерческое предложение N 240 от ООО "Виннер" (исх. N 0228 от 12.05.2017).
Доказательств того, что указанный в извещении товар может быть поставлен ограниченным числом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит. Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в извещение о проведении запроса котировок, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Товар, являющийся объектом данной закупки, находится в свободном обороте, и любое лицо, соответствующее требованиям законодательства, может осуществить поставку такого товара. Отсутствие товара с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Заявитель также не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы в рассматриваемом электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по определению характеристик необходимого к поставке в рамках настоящей закупки товара нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а, следовательно, первый довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, из раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе следует, что заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется поставка различной бланочной продукции, например, по позиции N 1:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Журнал приема больных и отказов в госпитализации |
Формат альбомный 210 мм х 297 мм, 100 листов, тип бумаги: для печати типографская; офсетная; масса 1 м2, г 58-72; разрывная длина, м: не менее 2400; гладкость, с: 80-250; белизна, %: 74-88; влажность, %: 4,5-7; плотность, г/см3: 0,8-0,95; прочность на излом, число двойных перегибов: не менее 4; массовая доля золы, %: 8-20; вид отделки: каландрированная; отбеливающее вещество: наличие/ отсутствие, соответствует ГОСТ 9094-89 или ГОСТ 9095-89, нумерация страниц офсетным способом, печать листов с двух сторон черной офсетной краской, основной шрифт соответствует следующим характеристикам: тип гарнитуры Times, начертание нормальное светлое прямое, кегль шрифта не менее 8 п, размер шрифта не более 4,51 мм, высота прописной буквы не более 6 мм, переплёт N 7 по ГОСТ 22240-76, сторонки крышки изготовлены из картона имеющего характеристики: ГОСТ 7950-77, плотность картона, г/см3: не более 0,75, не менее 0,62, масса 1 м2 картона, г: не более 1257, не менее 831, предел прочности картона, кПа: не более 174, не менее 141, жесткость картона, Н*см: не более 16, не менее 14, толщина картона, мм: не более 1,92, не менее 1,1, материал покрытия - бумвинил: разрушающее усилие, Н, не более 8,26, не менее 5,18, масса бумвинила площадью 1 м2, г, не более 195, не менее 131, толщина бумаги-основы, мкм, не более 184, не менее 153, устойчивость к многократному изгибу (число двойных перегибов), не более 306, не менее 129, масса 1 м2 бумаги-основы, г, не более 94,5, не менее 88,2, соответствие ГОСТ 9996-84, ГОСТ 9995-84, края бумвинила заклеены под форзац: форзац выполнен из бумаги, с оптически отбеливающим веществом, массой не менее 145, не более 220 г/м2, плотность не менее 0,62 г/см3, не более 0,79 г/см3, прочность на излом-число двойных перегибов не менее 40, не более 50, степень проклейки не менее 0,6, не более 2,0 мм, массовая доля золы не менее 8, не более 13 %, сорность-число соринок площадью от 0,1 до 0,5 мм |
шт |
38 |
Проанализировав установленные заказчиком требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам материалов, из которых должны быть изготовлены необходимые заказчику товары (бланочная продукция), Комиссией установлено следующее.
1. Исходя из содержания раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование о соответствии материала покрытия - бумвинила и бумаги-основы, в том числе нормам, установленным ГОСТ 9995-84.
Однако, как установлено Комиссией, заказчиком при составлении объекта закупки в данном случае использована ссылка, на не существующий стандарт "ГОСТ 9995-84" (требования к бумаге-основе установлены ГОСТ 9995-75 "Бумага-основа для переплетного материала. Технические условия", ссылка на который отсутствует в документации об электронном аукционе).
Соответственно, по мнению Комиссии, заказчиком при формировании документации об электронном аукционе характеристики материалов, из которых должны быть изготовлены поставляемые в рамках осуществления настоящей закупки товары, указаны необъективным, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Для материала покрытия - бумвинила и бумаги-основы заказчиком в документации об электронном аукционе установлены следующие характеристики: "материал покрытия - бумвинил: разрушающее усилие, Н, не более 8,26, не менее 5,18, масса бумвинила площадью 1 м2, г, не более 195, не менее 131, толщина бумаги-основы, мкм, не более 184, не менее 153, устойчивость к многократному изгибу (число двойных перегибов), не более 306, не менее 129, масса 1 м2 бумаги-основы, г, не более 94,5, не менее 88,2, соответствие ГОСТ 9996-84".
Заявитель полагает, что из содержания данного требования не представляется возможным установить, к какому из материалов (материалу покрытия либо бумаге-основе) относится показатель "разрушающее усилие", однако, по мнению Комиссии, в данном случае заказчиком однозначно установлено, что названный показатель относится к материалу покрытия "материал покрытия - бумвинил: разрушающее усилие _", следовательно, данный довод жалобы Комиссия считает несостоятельным.
В то же время, изучив требования документации об электронном аукционе относительно показателей материала "материал покрытия - бумвинил", а также требования ГОСТ 9994-84 "Материал переплетный на бумажной основе. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 9994-84), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1.8 раздела 1 "Технические требования" ГОСТ 9994-84 по физико-механическим показателям переплетный материал должен соответствовать нормам, установленным ГОСТ 9994-84, в том числе: разрушающее усилие для переплетного материала должно составлять не менее 7,0 даН.
Заказчиком же установлены следующие характеристики для данного показателя материала покрытия - бумвинил: "разрушающее усилие, Н, не более 8,26, не менее 5,18, _ соответствие ГОСТ 9996-84".
Таким образом, во-первых, в данном случае единицы измерения, которые используются заказчиком для определения значения показателя "разрушающее усилие" материала покрытия - бумвинил, отличны от указанных в ГОСТ 9994-84: согласно стандарту этот показатель измеряется в "даН" (декаНьютон), заказчик указывает "Н" (Ньютон).
Несмотря на тот факт, что согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 34 "Об утверждении перечня внесистемных единиц величин, применяемых при разработке технических регламентов Евразийского экономического союза, включая их соотношения с Международной системой единиц (СИ)" (далее - система СИ) приставка "дека" (обозначение "да") соответствует множителю 101, и путем элементарных математических вычислений можно перевести декаНьютоны в Ньютоны (1 даН х 101 = 10 Н), заказчик не обосновывает в документации об электронном аукционе необходимость использования установленных нестандартных условных обозначений.
Во-вторых, при переводе в соответствии с системой СИ установленных ГОСТ 9994-84 значений для показателя "разрушающее усилие" из декаНьютонов в Ньютоны получается: (не менее) 7,0 даН х 101 = (не менее) 70 Н, что также не соотносится с установленными заказчиком допустимыми значениями для данного показателя: "разрушающее усилие, Н, не более 8,26, не менее 5,18". Обоснования использования указанных значений также не имеется в документации об электронном аукционе.
Относительно требований к бумаге-основе Комиссией установлено, что нормативные показатели для бумаги-основы определены действующим ГОСТ 9995-75 "Бумага-основа для переплетного материала. Технические условия" (далее - ГОСТ 9995-75).
Согласно пункту 2.1 раздела 2 "Технические требования" ГОСТ 9995-75 по физико-механическим показателям бумага-основа должна соответствовать нормам, установленным ГОСТ 9995-75, в том числе: толщина бумаги должна составлять 0,17 0,017 мм.
Заказчиком же установлены следующие характеристики для данного показателя бумаги-основы: "толщина, мкм, не более 184, не менее 153".
Соответственно, в данном случае заказчиком для определения значения показателя "толщина" бумаги-основы также используются единицы измерения отличные от указанных в ГОСТ 9995-75: согласно стандарту этот показатель измеряется в "мм" (миллиметр), заказчик указывает "мкм" (микрометр), - при этом заказчик не обосновывает в документации об электронном аукционе необходимость использования условных обозначений, не предусмотренных стандартом.
Кроме того, при переводе путем математических вычислений в соответствии с системой СИ установленных ГОСТ 9995-75 значений для показателя "толщина" бумаги-основы из миллиметров (10-3 метра) в микрометры (10-6 метра) получается: 0,17 0,017 мм (то есть от 0,153 до 0,187 мм) : 10-3 = 170
17 мкм (то есть от 153 до 187 мкм), что также не соотносится с установленными заказчиком допустимыми значениями для данного показателя: "толщина, мкм, не более 184, не менее 153". В данном случае заказчиком необоснованно снижен верхний допустимый предел для значения указанного показателя с 187 мкм (0,187 мм) до 184 мкм.
Также установлено, что заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлены следующие требования к материалу "картон": "ГОСТ 7950-77, _ масса 1м2 картона, г: не более 1257, не менее 831, _ толщина картона, мм: не более 1,92, не менее 1,1".
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 "Технические требования" ГОСТ 7950-77 "Картон переплетный. Технические условия" (далее - ГОСТ 7950-77) показатели картона должны соответствовать нормам, указанным в ГОСТ 7950-77, в том числе: масса и толщина картона площадью 1 м2 должны соответствовать следующим значениям:
Масса картона площадью 1 м2, г, для картона толщиной, мм: |
|
|
|
|
|
1,25 |
1010 |
825 |
800 |
- |
- |
1,50 |
1200 |
|
|
1065 |
1065 |
1,75 |
1365 |
|
|
1250 |
1250 |
2,00 |
1600 |
|
|
1400 |
1400 |
2,25 |
1900 |
|
|
1600 |
1600 |
2,50 |
2100 |
|
|
1750 |
1750 |
2,75 |
2300 |
|
|
1925 |
1925 |
3,00 |
2500 |
|
|
2100 |
2100 |
Соответственно, из приведенной таблицы следует, что допустимые значения показателя "толщина картона" и показателя "масса картона" установлены заказчиком не в соответствии с требованиями указанного ГОСТ 7950-77, при этом и в данном случае в документации об электронном аукционе отсутствует обоснование необходимости использования данных нестандартных значений названных показателей для картона.
Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик при описании объекта закупки не использовал установленные действующими государственными стандартами требования к показателям, определяющим функциональные, технические и качественные характеристики материалов, из которых должны быть изготовлены необходимые заказчику товары, а также установленные условные обозначения значений таких показателей, он должен был включить в рассматриваемую документацию об электронном аукционе обоснование необходимости использования других требований (при этом под "другими требованиями" понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (в том числе, например, по минимальной и по максимальной границам значений показателей) с требованиями государственных стандартов). Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку бланочной продукции для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0371200021317000150) такое обоснование, заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полиграфические решения" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" - при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бланочной продукции для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0371200021317000150) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Признать заказчика - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" - нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" - обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 июня 2017 г. N 05-02/173Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017