Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 июня 2017 г. N 560
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "БауСистем-Байкал" (далее - Заявитель) - <_>; представителей Администрации городского поселения Тельминского муниципального образования (далее - Заказчик) - <_>, <_>.;
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона "Строительство хоккейного корта в р.п. Тельма, Усольского района, Иркутской области", извещение N 0134300078017000006 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации об аукционе.
Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ при описании характеристик товаров использованы технические условия. Кроме того, документация об аукционе не содержит параметры эквивалентности товаров, в отношении которых имеются указания на товарный знак.
Помимо этого, по мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение части 5 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку размещенные разъяснения положений документации об аукционе не содержат указаний на предмет запроса.
Также Общество указывает, что в нарушение статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчиком ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона.
Помимо изложенного, Общество указывает, что рабочая документация размещена не в полном объеме; Заказчиком установлены требования к химическому составу, компонентам и (или) показателям используемых товаров, значения которых становятся известными после испытания определенной партии товаров.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, из которых следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 24 мая 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.rts-tender.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300078017000006, а также Документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству хоккейного корта на территории р. п. Тельма Усольского района Иркутской области для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - Документация об электронном аукционе).
01 июня 2017 года размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 029 140 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к следующим выводам.
Пунктами 20, 21 части II "Инфорационная карта" Документации об электронном аукционе установлены следующие дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в составе заявки в подтверждение их соответствия таким требованиям: "На основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей предъявляются следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта"; "Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ урегулировано, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Такие дополнительные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Перечисленные в указанном постановлении случаи, при которых должны быть установлены указанные в нем соответствующие дополнительные требования, не распространяются на рассматриваемый электронный аукцион. В частности, при выполнении работ строительных включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, для установления дополнительных требований необходимым условием установления дополнительных требований является превышение начальной (максимальной) цены контракта размера 10 млн руб.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которым установлен запрет заказчикам устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ.
В действиях Заказчика также установлены нарушения части 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
Установлено, что 01, 02 и 07 июня 2017 года Заказчиком размещены разъяснения положений Документации об электронном аукционе NN РД1, РД2, РД3, РД4, РД5 без указания предмета запроса.
Комиссия также приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Общества, касающегося отсутствия в Документации об электронном аукционе параметров эквивалентности товаров, в отношении которых Заказчиком установлены товарные знаки.
Правила описания объекта закупки закреплены статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 названной статьи описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ императивно урегулировано, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, из пунктов 1, 3 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что участники закупки в случае, если ими предлагается для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации, должны представлять в первой части заявок на участие в электронном аукционе конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией.
Заказчиком в отношении таких товаров, указанных в Требованиях к функциональным, техническим и качественным характеристикам материалов, как выключатели автоматические, трубы гибкие, ограничитель перенапряжения и иных, в описании которых содержится указание на товарный знак, не установлены параметры эквивалентности, то есть максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, Заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, Заказчиком в нарушение правила об объективном характере описания объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ) в описании таких товаров, как битумы нефтяные строительные, кислород технический газообразный, вода, а также иных товаров содержатся требования к химическому составу и показателям, значения которых становятся известными после проведения испытания определенной партии товара.
При этом, такое описание не обусловлено действительными потребностями Заказчика; соответствие используемого товара таким требованиям не будет проверяться при рассмотрении заявок, выполнении работ и приемки их результатов.
Действия Заказчика, выраженные в размещении технической документации не в полном объеме, также образуют нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора являются в том числе условия о предмете договора, а также условия, которые названы в законе.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, из пункта 4 которого следует, что рабочая документация является составной частью проектной документации и разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.
В соответствии с пунктом 4 части III "Техническое задание документации об аукционе в электронной форме" проектно-сметная документация, сводная ведомость материалов, являются приложениями к Документации об электронном аукционе.
В силу пункта 1.2.1 проекта контракта рабочая документация является приложением к контракту.
Таким образом, проектная документация, в том числе рабочая документация, определяющая предмет контракта, должна быть размещена в единой информационной системе в полном объеме.
Относительно довода Заявителя, касающегося использования при описании характеристик товаров технических условий, приходит к следующим выводам.
Описание товаров в позициях 1, 6, 12, 34, а также иных позициях приложения к техническому заданию "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам материалов" содержит отсылки к техническим условиям с добавлением слов "или эквивалент".
Федеральный закон N 44-ФЗ не запрещает использование при описании объекта закупки положений технических условий.
Однако, поскольку в соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" техническими условиями является вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги и может содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, то в таком случае их использование противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу обоснованной;
2. признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования электронного аукциона;
4. направить копии решения Заявителю, Заказчику, оператору электронной площадки;
5. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ по Иркутской области
ул. Российская, 17, г. Иркутск, 664025 тел. (3952) 24-32-31, факс (3952) 24-32-26 e-mail: to38@fas.gov.ru
_______________ N ________________
На N __________ от ________________ |
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 228
23 июня 2017 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "БауСистем-Байкал" (далее - Заявитель) - <_>; представителей Администрации городского поселения Тельминского муниципального образования (далее - Заказчик) - <_>, <_>;
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 560 от 23 июня 2017 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику устранить допущенные при проведении электронного аукциона "Строительство хоккейного корта в р.п. Тельма, Усольского района, Иркутской области", извещение N 0134300078017000006, нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона;
2. оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер" обеспечить исполнение настоящего предписания;
3. Заказчику в срок до 24 июля 2017 года исполнить настоящее предписание и представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение предписания в письменном виде, а также посредством факсимильной связи 8(3952)24-32-26 либо электронной почты to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 июня 2017 г. N 560
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2017