Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2017 г. N 914-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АВСМЕД" (109044, г. Москва, ул. Николоямская, д. 62, пом.II, ком. 15) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101, 265) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук (извещение N 0262100002917000314), законодательства о контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "АВСМЕД" (вх. N 01-10418 от 14.06.2017 г.) о нарушении Закона о контрактной системе заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук (извещение N 0262100002917000314), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя ООО "АВСМЕД" положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились просили признать ее необоснованной. Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
30 мая 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0262100002917000314 и документация об аукционе на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 116 250 ,56 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с п. 8 ст. 42 Закона о контактной системев извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация:размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
При этом наряду с извещением Заказчиком размещены файлы "Извещение ЭА-52" и "Документация об ЭА-52".
Изучив содержание указанных файлов, Комиссия установила, что в извещении и в документации об аукционе Заказчиком указана информация в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в части требований к обеспечению заявок: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
В силу указанного Комиссия признала данный довод жалобы Общества необоснованным.
В соответствии с п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4.2 аукционной документации заказчик не устанавливает ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе
Кроме того, извещение и документация о проведении электронного аукциона не содержит информации об осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, содержит следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 13.2 информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать, в том числекопию лицензии у участника закупки (исполнителя) или соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии на территории Свердловской области является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") или копию профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)".
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
В силу пункта 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингология", утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, медицинская помощь по профилю "сурдология - оториноларингология" включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, для проведения сурдологического приема больных, осуществления подбора, настройки слуховых аппаратов, обучения инвалида правилам пользования слуховым аппаратом, инструктажа и консультативной помощи необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности "сурдология - оториноларингология".
В силу изложенного указанные услуги могут оказываться только организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности.
Согласно ч. 4 аукционной документации обеспечение техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, включающим в себя:
- проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом,
- подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям,
- индивидуальную настройку слухового аппарата,
- инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом,
- выдачу слухового аппарата Получателю.
Кроме того, положениями аукционной документации также предусмотрена возможность оказания услуг самостоятельно и (или) с привлечением соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии.
Таким образом, в аукционной документации не установлено требование выполнить работы на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию лично, в связи с чем предусмотрена возможность привлечения соисполнителя, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, должны соответствовать ГОСТ Р 50444-92 Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия, ГОСТ Р 51407-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний..
Восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости инвалидом по слуху. Следовательно, наличие функции "бинауральной синхронизации" является обязательной, для достижения максимально возможного реабилитационного эффекта.
Технические характеристики к слуховым аппаратам указаны в ч. 4 аукционной документации, а именно:
п/п |
Характеристики |
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
1 |
Диапазон частот |
0,1-не менее 5,0 кГц |
2 |
Максимальный ВУЗД 90 |
не менее 125 дБ |
3 |
Максимальное усиление |
не менее 50 дБ |
4 |
Количество каналов цифровой обработки звука |
не менее 6 |
5 |
Программ прослушивания |
не менее 4-х |
6 |
Динамическое подавление обратной связи |
наличие |
7 |
Шумоподавление |
наличие |
8 |
Подавление шумов микрофона (тихих шумов) |
Наличие |
9 |
Аудиовход |
Наличие |
10 |
Регулятор громкости (автоматический или ручной) |
Наличие |
11 |
Индукционная катушка |
Наличие |
12 |
АРУ |
Наличие |
13 |
Технология подавления обратной связи |
Наличие |
14 |
Система подавления внезапных резких звуков |
Наличие |
15 |
Адаптивная направленность микрофона |
Наличие |
16 |
Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ |
Наличие |
Количество |
284 |
Все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации: элемент питания - 2 шт., стандартные вкладыши., паспорт или руководство по эксплуатации на русском языке. |
Используемые типы элементов питания слуховых аппаратов (поставляются в комплекте): 675, 13, 312. |
Положения статьи 33 Закона о контрактной системе не ограничивает заказчика в части установления перечня товаров и характеристик этих товаров, необходимых заказчику, устанавливая лишь обязательные требования к описанию объекта закупки.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер, установленные значения показателей слуховых аппаратов соответствуют требованиям ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "АВСМЕД"признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2017 г. N 914-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017