Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 22 июня 2017 г. N 05-131/17
резолютивная часть решения объявлена 19.06.2017 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
при участии представителей Министерства здравоохранения КБР (далее - заказчик) по доверенности от 09.06.2017 г. и по доверенности от 10.01.2017 г. и в отсутствии иных лиц,
проведя внеплановую проверку информации поступившей от Общества с ограниченной ответственностью фирма "Авенир" о нарушении заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N0104200000417000174 "N43 Оказание услуг по закупке, хранению и доставке товар" (далее - закупка), а также соблюдения заказчиком требований Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР (далее - Управление) поступили сведения о нарушении законодательства о контрактной системе выразившееся в осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), тогда как необходимо провести конкурентный способ закупки. Заявитель в своей информации просит провести проверку, признать незаконными действия заказчика, привлечь к ответственности и проверить действия заказчика на предмет сговора с другими участниками.
Заседание Инспекции состоялось 09.06.2017 г. в 17 ч. 00-м. и 19.06.2017 г. в 15ч.00-м.
Рассмотрев материалы дела, письменные доводы заказчика Инспекция пришла к следующим выводам.
05.06.2017 г. 12:13 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) была размещена закупка N0104200000417000174 "N43 "Оказание услуг по закупке, хранению и доставке товар" с начальной (максимальной) ценой контракта - 12 732 743,78 руб. В извещении указано: Место доставки товара, выполнения работ и оказания услуг - Российская Федерация, ул.Кешокова д.286; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - в течение 30 календарных дней с момента подписания Государственного Контракта; наименование товара с указанием количества, единицы измерения, цену за единицу измерения; Обеспечение исполнения контракта не требуется.
Наименование товара согласно извещению: | |||||
Наименование товара, работ, услуг |
Код по ОКПД2 |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
Смесь безлактозная, банка 400гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
350.00 |
896.50 |
313775.00 |
Сухая адаптированная смесь для детей до 6 мес с прибиотиками , пачка 350 гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
14000.00 |
295.46 |
4136440.00 |
Смесь для детей с нарушениями всасывания, банка 450гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
160.00 |
1375.00 |
220000.00 |
Услуги для осуществления полномочий по обеспечению закупок, хранения и доставки лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктовлечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов (Согласно требованиям документации) |
86.90.19.190 |
Усл ед |
1.00 |
334745.94 |
334745.94 |
Специализированное питание для профлактики и лечения детей с недостаточностью питания с 3-х лет, банка 400гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
350.00 |
720.50 |
252175.00 |
Смесь гипоаллергенная-1 для детей до 6 мес. жизни, банка 400гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
300.00 |
863.50 |
259050.00 |
Смесь гипоаллергенная-2 для детей с 6-12 мес. жизни, банка 400гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
350.00 |
863.50 |
302225.00 |
Сухие адаптированные смеси для детей с 6-12 мес без пальмового масла, пачка 350гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
2500.00 |
323.40 |
808500.00 |
Специализированное питание для профлактики и лечения детей с недостаточностью питания с 1 года, бутылка 200 мл (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
250.00 |
144.64 |
36160.00 |
Сухие адаптированные смеси для детей до 6 мес без пальмового масла, пачка 350гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
2000.00 |
323.40 |
646800.00 |
Сухая адаптированная смесь для детей 6-12 мес с пребиотиками, пачка 350 гр (Согласно требованиям документации) |
10.86.10.139 |
упак |
18354.00 |
295.46 |
5422872.84 |
Документация к извещению не прикреплена, что также указано в извещении "Перечень прикрепленных документов - Документы к извещению не прикреплены".
Согласно п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
В целях соблюдения ч.2 ст.93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик разместил в ЕИС извещение об осуществлении закупки.
В силу ч.3 ст.2 Закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст.1 Закона о контрактной системе.
Также в ч.3 ст.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в ч.1 и 2 ст.2 Закона о контрактной системе, т.е. Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, Закону о контрактной системе, другим федеральным законам, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, ст.35-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 13 августа 1996 г. N19-РЗ "Об охране здоровья населения Кабардино-Балкарской Республики" Правительство Кабардино-Балкарской Республики своим постановлением от 22.05.2015 г. N99-ПП "Об обеспечении государственных медицинских организаций Кабардино-Балкарской Республики лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими препаратами" определило государственное автономное учреждение "Аптечный склад" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики единственным поставщиком (исполнителем) для осуществления полномочий по обеспечению:
-закупок, хранения и доставки лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских иммунобиологических препаратов и средств для дезинфекции для Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, государственных медицинских организаций Кабардино-Балкарской Республики;
-хранения и доставки в государственные медицинские организации Кабардино-Балкарской Республики лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских иммунобиологических препаратов, поступающих в Кабардино-Балкарскую Республику за счет средств федерального бюджета в целях реализации федеральных программ.
Приказом Минздрава КБР от 15.02.2017 г. N33-П "О мерах по реализации постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 мая 2015 года N99-ПП "Об обеспечении государственных медицинских организаций Кабардино-Балкарской Республики лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими препаратами" утверждено положение о взаимодействии Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и государственного автономного учреждения "Аптечный склад" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики при организации обеспечения государственных закупок.
Таким образом, указанным постановлением Правительства КБР предоставлены особые исключительные полномочия, которые обеспечивают данному субъекту преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, а именно: возможность заключения с ним, как с единственным участником, контрактов, без проведения конкурентной процедуры на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, что влечет ограничение, недопущение и устранение конкуренции.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
И как указано в ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (ч.1ст.27 Закона о контрактной системе).
В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки (ч.2 ст.27 Закона о контрактной системе).
Из письменных пояснений заказчика, а также устных пояснений представителей заказчика установлено, что заказчиком принято решение не заключать контракт, в этой связи, Инспекция не может дать оценку действиям (бездействию) заказчика на предмет соблюдения Закона о контрактной системе. На дату заседания Инспекции согласно сведениям ЕИС контракт не заключен.
Вместе с тем, Инспекцией установлено, что согласно ч.1 и 2 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
При этом нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Федеральный закон от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1)монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2)недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно правовой позиции, изложенной в п.8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов, органов указанных в ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, Инспекция усматривает признаки нарушения антимонопольного законодательства в принятии акта (Постановление Правительство КБР от 22.05.2015 г. N99-ПП), который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Законом о защите конкуренции, Приказом Управления от 08.06.2017 г.,
РЕШИЛА:
1.Прекратить проведение внеплановой проверки в отношении Министерства здравоохранения КБР при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N0104200000417000174 "N43 Оказание услуг по закупке, хранению и доставке товар".
2.Передать материалы настоящего дела в отдел защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Участники Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 22 июня 2017 г. N 05-131/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017