Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 23 июня 2017 г. N 05-132/17
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа от 19.06.2017 г., N179 "О проведении внеплановой проверки" (далее - Приказ) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) муниципального заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик" (далее-заказчик), уполномоченного органа - Местной администрации г.о. Нальчик (далее-уполномоченный орган) по поступившей информации о фактах допущенных нарушений Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0104300014417000104 "Благоустройство территории, отведенной под городское кладбище микрорайона "Вольный аул" в г.Нальчик",
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступили обращения ООО "Легенда" и ООО "Дон-строй" о нарушениях законодательства в сфере закупок, допущенных заказчиком при проведении закупки N0104300014417000104 "Благоустройство территории, отведенной под городское кладбище микрорайона "Вольный аул" в г.Нальчик".
На основании пункта 2 части 15 статьи 99, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе, для детального анализа осуществления закупки N0104300014417000104 "Благоустройство территории, отведенной под городское кладбище микрорайона "Вольный аул" в г.Нальчик" было назначено заседание Инспекции на 23 июня 2017 года и в адрес заказчика был направлен запрос информации по электронному аукциону. В установленный срок все запрошенные документы были представлены.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено:
29.05.2017 г. в 15:24 ч. на официальном сайте информационной системы в сфере закупок была размещена закупка N0104300014417000104 "Благоустройство территории, отведенной под городское кладбище микрорайона "Вольный аул" в г.Нальчик". Начальная (максимальная) цена контракта 7 204 056 рублей.
На участие в аукционе было подано пять заявок, две заявки были допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 16.06.2017 г.). Впоследствии победителем аукциона признано ООО "Джата" с предложением цены контракта - 6 519 670,08 рублей (протокол подведения итогов аукциона от 19.06.2017 г.).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к материалам документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В пункте 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, а также к механическим свойствам товара, которые возможно установить лишь проведя определенные лабораторные испытания, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные статьей 66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Так, по позиции N1 "Катанка" установлено: "Катанка из углеродистой стали в мотках, диаметром 6,3; 6,5 мм...Относительное сужение поперечного сечения катанки после разрыва не должно составлять менее 60%. Катанка должна выдерживать в холодном состоянии изгиб на 180° вокруг оправки диаметром, равным диаметру испытываемой катанки_ Допускается изготовление катанки в мотках, состоящих из двух отрезков, в количестве не более 10 % массы партии". Согласно межгосударственному стандарту 30136-95 "Катанка из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия", относительное сужение поперечного сечения после разрыва, определяют по государственному стандарту 1497-84 "Металлы. Методы испытаний на растяжение", то есть лишь проведя определенные испытания, можно уточнить относительное сужение поперечного сечения после разрыва. Испытание на изгиб в холодном состоянии проводят в соответствии с ГОСТ 14019-2003 "Металлы. Методы испытаний на изгиб", то есть лишь проведя определенные испытания, можно уточнить какой изгиб будет выдерживать катанка в холодном состоянии вокруг оправки диаметром, равным диаметру испытываемой катанки. Требование по изготовлению катанки предъявляется к производителю, но никак не к требованиям к материалам, которые участник закупки будет использовать при выполнении работ, следовательно, требование о способе изготовления катанки противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
По позиции 12 "Электроды Э42" установлено: "Требуется электроды Э42_Электроды должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм, когда к металлу сварных швов не предъявляют (предъявляют) повышенные требования по пластичности и ударной вязкости_" согласно государственному стандарту 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы (с Изменением N 1)" электроды должны изготавливаться следующих типов Э38, Э42, Э46 и Э50 - для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм и для данных типов не предъявляются повышенные требования по пластичности и ударной вязкости. Таким образом заказчиком установлено требование к показателю товара, который не установлен в ГОСТе, тем самым вводя участников закупки в заблуждение.
Учитывая изложенное, Инспекция приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных материалов. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Проверив законность действий уполномоченного органа, аукционной комиссии уполномоченного органа, Инспекция нарушений в действиях уполномоченного органа, аукционной комиссии уполномоченного органа не установила.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик" нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик", аукционной комиссии уполномоченного органа - Местной администрации г.о. Нальчик, оператору ЭТП - ЗАО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела 05-132/17 соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 23 июня 2017 г. N 05-132/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017