Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июня 2017 г. N 358-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Палухиной Н.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку кислорода медицинского жидкого (изв. N0869200000217000673) в присутствии:
- контрактного управляющего ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск"(далее - заказчик), действующего на основании приказа N 55пр от 01.07.2016;
- заведующего хозяйством ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск", действующего на основании приказа N 101пр от 22.12.2015;
- представителей ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченный орган), действующих на основании доверенностей от 09.01.2017 N 3, от 01.03.2017 N 05;
- представителя ИП Палухиной Н.А. (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель), действующего на основании доверенности N 3 от 14.06.2017;
- представителя ООО "Челябтехгаз", действующего на основании доверенности от 15.06.2017 N 44,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 14.06.2017 поступила жалоба ИП Палухиной Н.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку кислорода медицинского жидкого (изв. N0869200000217000673) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 30.05.2017 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменения извещения размещены 06.06.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта - 859 299,87 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.06.2017 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в пункте 4.1 проекта контракта предусмотрена обязанность поставщика провести заправку газификатора ГХК-3/1,6-200-М. Как считает заявитель, указанные работы входят в перечень работ, составляющих деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Однако заказчиком в аукционной документации не предусмотрено требование о наличии у участников аукциона указанной лицензии.
2. В пункте 4.1 проекта контракта указано, что заправка газификатора должна осуществляться представителем поставщика, аттестованным Ростехнадзором России. Вместе с тем, заказчиком не конкретизировано, в какой именно области поставщик должен иметь аттестацию. Так, приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 утверждены 143 области аттестации. При этом, по мнению заявителя, для выполнения предусмотренных контрактом работ организация должна иметь аттестацию в области "Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, на опасных производственных объектах".
3. В пункте 4.2 проекта контракта установлено, что местом поставки является г. Южноуральск, ул. Строителей 21, газификатор ГХК-3/1,6-200 М (наличие газификатора в ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" на основании договора аренды). В ответе на запрос участника о предоставлении разъяснений положений аукционной документации заказчиком указано, что эксплуатация газификатора третьими лицами возможна при условии согласования с арендодателем, являющимся собственником газификатора, по условиям договора аренды. Как считает заявитель, на момент проведения аукциона у заказчика отсутствовало согласие арендодателя на эксплуатацию оборудования третьими лицами, что является нарушением законодательства о контрактной системе, гражданского законодательства.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
В связи с отсутствием у лечебного учреждения газификатора, зарегистрированного в установленном законом порядке, лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности заказчиком с ООО "Челябтехгаз" на неопределенный срок заключен договор аренды N 277/16 от 01.01.2017, в соответствии с которым Обществом учреждению передан во временное пользование зарегистрированный в установленном порядке газификатор ГХК-3/1,6-200 М для снабжения кислородом. В связи с возникшей у лечебного учреждения потребностью в кислороде, заказчик обратился к арендодателю с просьбой о поставке указанного товара в жидком состоянии. Однако, как считает заказчик, ООО "Челябтехгаз" предложило осуществить поставку кислорода по повышенной цене. В целях экономии бюджетных средств, заказчиком принято решение о проведении аукциона на поставку кислорода медицинского жидкого. Победитель рассматриваемого аукциона только поставляет машины с кислородом медицинским жидким. Далее арендодатель, являющийся собственником газификатора и имеющий лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, при участии представителей заказчика и поставщика, с помощью соответствующего оборудования поставщика осуществляет заправку газификатора для преобразования поставленного участником жидкого кислорода в газообразный. Заказчик предполагал известить арендодателя о дате и времени заправки газификатора по завершении процедуры аукциона.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
Предметом закупки является поставка кислорода медицинского жидкого.
В пункте 4.2 проекта контракта установлено, что поставка кислорода осуществляется в день поступления заявки.
Однако, исходя из содержания указанного пункта проекта контракта, не представляется возможным определить периодичность и количество направляемых поставщику заявок, объем поставляемого товара.
Как пояснено представителями заказчика, уполномоченного органа, поставка кислорода должна осуществляться один раз в месяц.
Вместе с тем, указанная информация не отражена в документации о закупке. Исходя из пункта 4.2 проекта контракта не следует обязанность участника осуществлять поставку товара один раз в месяц.
Более того, требование о поставке товара в день поступления заявки является ненадлежащим и фактически не может быть исполнено организациями, территориально отдаленными от места нахождения заказчика. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необъективности описания объекта закупки и неопределенности условий контракта, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В пункте 4.1 проекта контракта указано, что поставка товара осуществляется транспортом поставщика и за счет средств поставщика. Поставщик несет ответственность за наличие, содержание транспортной единицы, используемой для перевозки товара, и санитарного паспорта на нее.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" требование о наличии оформленного в установленном порядке санитарного паспорта отменено. Более того, указанный документ требовался на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов. Указанное обстоятельство свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В пункте 4.1 проекта контракта предусмотрено требование о наличии у представителя поставщика аттестации Ростехнадзора России.
Вместе с тем, заказчиком не конкретизировано, в какой именно области представитель поставщика должен иметь аттестацию. Так, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 утверждены 143 области аттестации.
Исходя из содержания представленной уполномоченным органом копии удостоверения на право обслуживания объектов Ростехнадзора, представитель поставщика должен иметь аттестацию в области эксплуатации сосудов, работающих под давлением, на опасных производственных объектах.
Однако указанная информация не отражена в аукционной документации. Из пункта 4.1 проекта контракта невозможно установить, что представитель поставщика должен иметь аттестацию в области эксплуатации сосудов, работающих под давлением, на опасных производственных объектах. Указанное обстоятельство свидетельствует о неопределенности условий контракта и нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 проекта контракта поставка, закачивание кислорода должно осуществляться в необходимом объёме, в газификатор, при помощи оборудования поставщика. Заправку газификатора ГХК - 3/1,6-200 М, расположенного в ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" на основании договора аренды, должен осуществлять представитель поставщика.
Как пояснено представителями заказчика, уполномоченного органа, победитель аукциона только поставляет машины с кислородом медицинским жидким. Далее арендодатель, являющийся собственником газификатора и имеющий лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, при участии представителей заказчика и поставщика, с помощью соответствующего оборудования поставщика осуществляет заправку газификатора для преобразования поставленного участником жидкого кислорода в газообразный. Заказчик предполагал известить арендодателя о дате и времени заправки газификатора по завершении процедуры аукциона.
Вместе с тем, указанная информация не отражена в документации об аукционе. Из содержания пунктов 4.1, 4.2 проекта контракта не представляется возможным установить, какие действия необходимо осуществить поставщику и арендодателю при заправке газификатора ГХК - 3/1,6-200 М. Также из проекта контракта не следует, что арендодатель осуществляет заправку газификатора при участии представителей поставщика и заказчика с помощью соответствующего оборудования поставщика.
Более того, согласно пунктам 1.2, 2.2.4 заключенного заказчиком с ООО "Челябтехгаз" договора аренды N 277/16 от 01.01.2017 Обществом лечебному учреждению передан во временное пользование газификатор ГХК-3/1,6-200 М для снабжения кислородом, получаемым от арендодателя по контракту (договору) на поставку кислорода. ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск", являющееся арендатором по указанному договору, обязано не передавать имущество в аренду, в безвозмездное пользование, не передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам без письменного согласия арендодателя.
Однако заказчик на момент осуществления рассматриваемой закупки не согласовал с ООО "Челябтехгаз", являющимся арендодателем газификатора по договору аренды и одновременно поставщиком кислорода по договору поставки, возможность получения кислорода от другой организации, а также участие Общества в заправке газификатора таким кислородом. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком условий договора аренды N 277/16 от 01.01.2017, заключенного с ООО "Челябтехгаз".
Таким образом, совокупность таких обстоятельств как отсутствие письменного согласия арендодателя на поставку кислорода иными организациями, а также согласия на участие в заправке газификатора данным кислородом, неуказание в проекте контракта существенной информации о действиях поставщика и арендодателя при заправке газификатора свидетельствует о неопределенности условий контракта и нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В пункте 4.1 проекта контракта предусмотрено требование о наличии у представителя поставщика аттестации Ростехнадзора России.
Фактически заказчиком в пункте 4.1 проекта контракта установлено требование к наличию у участника закупки трудовых ресурсов, что является нарушением части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Предметом закупки является поставка кислорода медицинского жидкого.
В связи с тем, что медицинский кислород относится к лекарственным средствам и зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств, заказчиком в извещении о проведении аукциона, пунктах 6, 9 информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе второй части заявки копии действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с указанием в приложении вида деятельности: организация оптовой торговли лекарственными средствами (если участник закупки является организацией торговли лекарственными средствами) иликопии действующей лицензии на производство лекарственных средств с приложением лекарственных форм, разрешенных для производства (если участник закупки является производителем лекарственных средств).
Согласнопунктам 4.1, 4.2 проекта контракта поставка кислорода осуществляется транспортом поставщика и за счет средств поставщика по месту нахождения газификатора ГХК-3/1,6-200 М (г. Южноуральск, ул. Строителей 21). Заправку газификатора ГХК - 3/1,6-200 М должен осуществлять представитель поставщика, аттестованный Ростехнадзором России.
Как пояснено заказчиком, поставщику необходимо осуществить действия по транспортированию кислорода на площадку цеха газификатора Южноуральская больница, а также действия по закачиванию поставленного кислорода в газификатор.
Исходя из содержания представленного заявителем свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО "Челябтехгаз" от 16.11.2016, площадка цеха газификатора Южноуральская больница (А56-01307-0023 от 24.10.2011) является опасным производственным объектом III класса опасности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492) работы по получению (образованию) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; работы по использованию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах I, II или III классов опасности; работы по транспортированию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах I, II или III классов опасности входят в переченьвыполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II И III классов опасности (далее - Перечень).
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 работы на объектах по Перечню составляют деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Исходя из содержания пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам о наличии и предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобыИП Палухиной Н.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку кислорода медицинского жидкого (изв. N0869200000217000673) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июня 2017 г. N 358-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017