Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 июня 2017 г. N 139-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Индивидуального предпринимателя Нестерова Игоря Владимировича (далее - ИП Нестеров И.В.) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 4 г. Миасс" (далее - ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс", Заказчик) при проведении запроса котировок на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и размещению твердых бытовых отходов (IV-V) класса безопасности из объектов ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" (извещение N 0369300045417000137) в присутствии:
- представителей ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс", действующих на основании доверенностей б/н от 20.06.2017.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.06.2017, 20.06.2017 поступили жалобы ИП Нестерова И.В. (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и размещению твердых бытовых отходов (IV-V) класса безопасности из объектов ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" (извещение N 0369300045417000137) (далее - запрос котировок, закупка).
Жалобы возвращены заявителю на основании пунктов 2, 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки по доводам заявителя.
Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.06.2017 в 10:56.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и размещению твердых бытовых отходов (IV-V) класса безопасности из объектов ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" - 109 167,76 рублей.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.06.2017.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам запроса котировок не заключен.
По мнению заявителя, заказчиком в извещении о проведении запроса котировок указано на обозначение отходов из объектов ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" как "Бытовые отходы". Заявитель считает, что в соответствии с утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" отходы должны быть определены как медицинские, поскольку все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам. Поэтому к ним не должны применяться требования, которые установлены к бытовым отходам (IV-V) класса опасности. Считает, что заказчик нарушает нормы права в сфере здравоохранения. Как указывает в жалобе заявитель, обращение ИП Нестерова И.В. в ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" не привело к результатам, заказчик отказался внести изменения в извещение о проведении запроса котировок.
Представители заказчика с доводами обращения не согласились и пояснили, что ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" установлены требования в соответствии с Федеральными законами: N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления". Каких-либо обращений, запросов заказчику от заявителя не поступало. Считают действия заказчика правомерными.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно извещению о проведении запроса котировок для закупки N 0369300045417000137 объектом закупки является оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и размещению твердых бытовых отходов (IV-V) класса безопасности из объектов ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс". Техническое задание (Приложение N 1) содержит наименования, адреса объектов, входящих в состав ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс".
Согласно пояснениям представителя заказчика медицинские отходы, для которых предусмотрены особые требования транспортирования, обезвреживания и захоронения отходов, утилизируются по специально заключенным ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" на данные услуги контрактам.
Таким образом, довод заявителя что обращение с медицинскими отходами как с бытовыми отходами может привести к вреду для здоровья людей не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 30 части статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
При этом, критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду определяются в соответствии с утвержденным Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.
Необходимо обратить внимание, что в силу пункта 2 указанных критериев, их действие не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы. Тогда как в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.1.7.2790-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности.
Из положений извещения о проведении запроса котировок невозможно сделать вывод о том, какие конкретно отходы необходимо вывезти, обезвредить и разместить, класс каждого вида отходов.
Таким образом, отсутствие в извещении о проведении запроса котировок, техническом задании указания на отходы, которые подлежат вывозу, обезвреживанию и размещению, свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе и не позволяет определить обоснованность установленного требования к участникам закупки о наличии лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, обработке и размещению отходов IV класса опасности, либо договора с субподрядной организацией, имеющей лицензию на указанные виды услуг.
Антимонопольный орган отмечает, что в наименовании закупки, в описании объекта закупки, в форме котировочной заявки, в проекте контракта указано слово "безопасность" вместо "опасность"; техническое задание содержит перечень отходов, запрещенных к приему на земельный участок для складирования отходов, что не позволяет отнести такую информацию к объекту рассматриваемого запроса котировок и также свидетельствует о необъективном описании объекта закупки.
Пункты 3.1.2-3.1.5, 3.3.2 проекта контракта указывают на обязанность исполнителя при оказании услуг по обучению, что не соответствует предмету рассматриваемой закупки и свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки установлены без учета внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ изменений в Закон о контрактной системе.
В нарушение части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок содержится запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, поскольку указанное постановление утратило силу.
3. В соответствии с частью 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Пунктом 4.4 предусмотрено, что оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 календарных дней по факту оказанных услуг с момента получения надлежащим образом оформленных документов (акта выполненных услуг и счета и(или) счета - фактуры (в случае уплаты НДС)), предоставляемых заказчику исполнителем.
Таким образом, ГБУЗ "ГБ N 4 г. Миасс" не предусмотрено условие оплаты оказанной услуги после ее надлежащей приемки и подписания заказчиком представленных от исполнителя и надлежащим образом оформленных документов, что не является надлежащим исполнением требований части 13.1 статьи 34, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что в силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 10.2 проекта контракта устанавливаются ответственные лица сторон (как заказчика, так и исполнителя). При этом в проекте контракта содержатся пробелы в месте указания должности, ФИО ответственного лица.
Как пояснил представитель заказчика, на момент размещения извещения о проведении запроса котировок не известно только ответственное лицо исполнителя. Кто будет ответственным лицом от заказчика известно.
Таким образом, не указание в проекте контракта информации, известной заказчику на момент размещения извещения о проведении запроса котировок, может привести к заключению контракта не на условиях извещения и нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы обращения ИП Нестерова И.В. не нашедшими подтверждения.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13.1 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, котировочной комиссии, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 июня 2017 г. N 139-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017