Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 июня 2017 г. N 378-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Сапрыкиной Н.В.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Голова Е.П. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку энтерального питания (извещение N0369300195717000048) в присутствии:
- представителей ГБУЗ "ОКБ N 2" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 22.06.2017 N 21, от 22.06.2017 N 20;
- представителя ИП Голова Е.П. (далее - заявитель, Общество), действующего на основании доверенности от 01.03.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 19.06.2017 поступила жалоба ИП Голова Е.П. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку энтерального питания (извещение N0369300195717000048) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 05.06.2017 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменения извещения размещены 09.06.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта - 436 918,22 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 19.06.2017 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в состав лота включен товар, выпускаемый единственной компанией "Нутриция" под торговым наименованием "Нутризон Диазон НЕНР". По мнению заявителя, указанное обстоятельство является ограничением конкуренции.
2. Начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком на основании информации о ценах товаров, полученной без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Техническое задание сформировано заказчиком в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности лечебного учреждения. Так, например, смесь для энтерального питания, указанная в пункте 1 технического задания аукционной документации, закупается в отделения абдоминальной хирургии для пациентов с нарушениями углеводного обмена (т. е. с сахарным диабетом). Указанная категория пациентов составляет около 70% от общего количества пациентов, проходящих лечение в ГБУЗ "ОКБ N 2".
Более того, установленным в пункте 1 технического задания аукционной документации требованиям соответствуют смеси для энтерального питания "Нутризон Эдванст Диазон", "Суппортан" производства компаний "Нутриция", "Фрезениус".
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в части II аукционной документации "Техническое задание".
N п/п |
МНН |
Лекарственная форма |
1 |
Cпециализированный продукт диетического лечебного питания для пациентов старше 12 лет, с сахарным диабетом или и/или стрессорной гипергликемией, а также с повышенными потребностями в белке и энергии |
Жидкая, стерильная гиперкалорическая смесь для перорального и зондового питания пациентов с сахарным диабетом и/или стрессорной гипергликемией с повышенными потребностями в белке и энергии. Основные характеристики продукта в 100 мл: Срок годности не менее 6 мес. на момент поставки |
2 |
Готовое к применению энтеральное зондовое питание в пластиковых пакетах |
Готовое к применению стандартное энтеральное зондовое питание с соотношением омега-6 и омега-3 жирных кислот не более 5 : 1 и с оптимальным соотношением растворимых и нерастворимых пищевых волокон (61%/39%), в пластиковых пакетах с мерной шкалой и запирательным клапаном в горловине. Срок годности не менее 6 мес. на момент поставки |
3 |
Готовое к применению энтеральное зондовое питание с увеличенным содержанием белка и энергии, содержащее пищевые волокна, в пластиковых пакетах |
Готовое к применению стандартное энтеральное зондовое питание с увеличенным содержанием белка (не менее 5,6г/ 100 мл), энергии (не менее 150ккал/100 мл), содержащее пищевые волокна, осмолярность не более 325 мосм/л,в пластиковых пакетах с мерной шкалой и запирательным клапаном в горловине. Срок годности не менее 6 мес. на момент поставки |
Следует отметить, что заказчиком в техническом задании аукционной документации в отношении закупаемых товаров некорректно применены термины "МНН", "Лекарственная форма". Так, в соответствии с пунктами 5, 16 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта; международное непатентованное наименование лекарственного средства - наименование действующего вещества фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. Фактически указанные термины не соответствуют объекту закупки (поставка энтерального питания).
Как пояснено представителем заявителя, средства энтерального питания производятся различными компаниями "Б.Браун", "Нутриция", "Фрезениус", "Нестле", "Аббот", "Нутритек". Вместе с тем, смеси для диабетического питания являются специализированными и выпускаются только тремя компаниями "Б.Браун", "Нутриция", "Фрезениус". Указанная в пункте 1 технического задания аукционной документации смесь для диетического лечебного питания пациентов с сахарным диабетом производится единственной компанией "Нутриция" под торговым наименованием "Нутризон Диазон НЕНР". Данная смесь является новым продуктом на рынке. Содержание белков в указанной смеси составляет 7,7 г, жиров - 7,72 г, что соответствует требованиям пункта 1 технического задания. Смесь "Нутризон Диазон НЕНР" дороже по сравнению со смесями, выпускаемыми иными производителями.
В доказательство своих доводов заявителем представлена сравнительная таблица с характеристиками стандартных смесей, выпускаемых компаниями Б.Браун", "Нутриция", "Фрезениус", "Нестле", "Аббот", "Нутритек", а также сравнительная таблица с характеристиками специализированных смесей диабет, производимых тремя компаниями "Б.Браун", "Нутриция", "Фрезениус" под торговыми наименованиями "Нутрикомп Диабет", "Нутризон Диазон", "Дибен".
Исходя из таблицы с характеристиками специализированных смесей диабет, смесь "Нутрикомп Диабет" производства компании "Б.Браун" содержит белки 4,1 г; жиры 3,5 г; углеводы 12,3 г; пищевые волокна 2,1 г. Смесь "Дибен" производства компании "Фрезениус" содержит белки 4,5 г; жиры 5 г; углеводы 9,25 г; пищевые волокна 2,4 г.
Фактически смесь "Нутрикомп Диабет" производства компании "Б.Браун" не соответствует установленным в пункте 1 технического задания требованиям к содержанию белков, жиров, углеводов. Смесь "Дибен" производства компании "Фрезениус" также не соответствует установленным в пункте 1 технического задания требованиям к содержанию белков, жиров.
Доказательств обратного заказчиком не представлено. Также в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии иных производителей, выпускающих смеси с характеристиками, обозначенными в пункте 1 технического задания.
Доводы представителей заказчика относительно того, что установленным в пункте 1 технического задания требованиям соответствуют смесь "Нутризон Эдванст Диазон" (Нидерланды), предложенная участником в составе первой части заявки, а также смесь "Суппортан" производства компании "Фрезениус" не могут быть приняты во внимание Комиссией Челябинского УФАС России.
Так, согласно содержащейся на сайте https://medi.ru/instrukciya/nutrizon-edvanst_6884/ официальной инструкции по применению предложенной участником в составе заявки смеси "Нутризон Эдванст Диазон" (компания "Нутриция", Нидерланды) содержание белков в смеси составляет 4,3 г; жиров - 4,2 г; углеводов - 11,3 г; пищевых волокон - 1,5 г. Следовательно, смесь "Нутризон Эдванст Диазон" производства компании "Нутриция" не соответствует установленным в пункте 1 технического задания требованиям к содержанию в смеси белков, жиров.
В соответствии с содержащейся на официальном сайте http://www.fresenius-kabi.ru/products/supportan инструкции по применению смеси "Суппортан" производства компании "Фрезениус" содержание белков в продукте составляет 10 г; жиров - 6,7 г; углеводов - 11,8 г; пищевых волокон - 1,2 г. Фактически смесь "Суппортан" производства компании "Фрезениус" не соответствует установленным в пункте 1 технического задания требованиям к содержанию в смеси жиров, углеводов, пищевых волокон.
Смесь "Нутрикомп Энергия Файбер", на которую также указано заказчиком в пояснениях, не соответствует установленным в пункте 1 технического задания требованиям к содержанию в смеси жиров, углеводов. Так, согласно представленной заявителем сравнительной таблице с характеристиками стандартных смесей, смесь "Нутрикомп Энергия Файбер" производства компании "Б.Браун" содержит белки 7,5 г; жиры 5 г; углеводы 18,8 г; пищевые волокна 2 г.
Представленные заказчиком коммерческие предложения ООО "Торговый дом "Картель "Промснаб", ООО "Челфарм", АО "Областной аптечный склад" не могут быть приняты во внимание Комиссией Челябинского УФАС России в качестве доказательства факта наличия на рынке иных производителей, выпускающих смеси с характеристиками, обозначенными в пункте 1 технического задания.
Так, в приложении к запросу заказчика о направлении коммерческих предложений содержатся значения характеристик товаров, не соответствующие значениям, указанным в настоящем техническом задании аукционной документации.
N п/п |
МНН |
Лекарственная форма |
1 |
Cпециализированный продукт диетического лечебного питания для пациентов старше 12 лет, с сахарным диабетом или и/или стрессорной гипергликемией, а также с повышенными потребностями в белке и энергии |
Специализированный продукт для энтерального питания. Готовое, жидкое, стерильное, содержащее смесь пищевых волокон и повышенное количество белка для пациентов старше 12 лет с сахарным диабетом или при стрессорной гипергликемии или риске ее возникновения в критических состояниях, а также с повышенными потребностями в белке и энергии, связанными с гиперметаболизмом и гиперкатаболизмом для зондового и перорального применения. Основные характеристики продукта в 100 мл: Соотношение белки : жиры : углеводы : пв (% ккал) = 21:46:31:2 Соотношение азот/небелковые калории = 1:97 Не содержит глютен, холестерин, генетически модифицированные компоненты Объем: 1000 мл (1500 ккал) Дополнительные условия: Срок годности не менее 6 мес. на момент поставки |
2 |
Готовое к применению энтеральное зондовое питание в пластиковых пакетах |
Препарат готов к применению, не требует специальной подготовки, полностью сбалансирован в отношении всех энерго-пластических компонентов, имеет оптимальную осмолярность, стерилен. Контейнер с запирательным клапаном в горловине является закрытой системой и способствует снижению вероятности инфицирования питательной смеси. Срок годности не менее 15 мес на момент поставки |
3 |
Готовое к применению энтеральное зондовое питание с увеличенным содержанием белка и энергии, содержащее пищевые волокна, в пластиковых пакетах |
Препарат готов к применению, не требует специальной подготовки, полностью сбалансирован в отношении всех энерго-пластических компонентов, имеет оптимальную осмолярность, стерилен. Контейнер с запирательным клапаном в горловине способствует снижению вероятности инфицирования питательной смеси. Срок годности не менее 15 мес на момент поставки. |
Фактически коммерческие предложения хозяйствующих субъектов о товарах и их стоимости не сопоставимы с условиями настоящей закупки, в связи с чем не являются надлежащим доказательством факта наличия на рынке иных производителей, выпускающих продукцию с характеристиками, обозначенными в пункте 1 технического задания аукционной документации.
Таким образом, по позиции N 1 заказчиком включен товар "Cпециализированный продукт диетического лечебного питания для пациентов старше 12 лет, с сахарным диабетом или и/или стрессорной гипергликемией, а также с повышенными потребностями в белке и энергии", выпускаемый единственным производителем "Нутриция" под торговым наименованием "Нутризон Диазон НЕНР", что, в свою очередь, содержит блокирующие характеристики и может привести к ограничению конкуренции.
Так, на участие в аукционе подана единственная заявка. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 19.06.2017 заявка участника ООО "ТД "Картель "Промснаб" признана аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации. В пункте 1 заявки участником к поставке предложена продукция "Нутризон Эдванст Диазон" (Нидерланды). Вместе с тем, как указано ранее, данная смесь не соответствует установленным в пункте 1 технического задания требованиям к содержанию в продукте белков (4,3 г), жиров (4,2 г).
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком статьи 8, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения начальной (максимальной) цены контракта использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Исходя из содержания части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Как установлено материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлялось посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Вместе с тем, при направлении запроса о представлении коммерческих предложений заказчиком указаны значения характеристик товаров, не соответствующие значениям, указанным в настоящем техническом задании аукционной документации. В связи с чем, не представляется возможным установить факт расчета начальной (максимальной) цены контракта с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих условий поставки товаров. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о нарушении заказчиком части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Голова Е.П. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку энтерального питания (извещение N0369300195717000048) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения статьи 8, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 июня 2017 г. N 378-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017