Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 июня 2017 г. N 261-кз/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А. А. - временно исполняющего обязанности заместителя руководителя; |
Членов Комиссии: |
Валиуллина Р. Р.- ведущего специалиста-эксперта; Сальмановой Э. М. -ведущего специалиста-эксперта |
в присутствии представителей государственного заказчика: ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан"Хайруллина А. В. (доверенность N9 от 09.01.2017 г.), в отсутствии представителей заявителя ООО "Профит-плюс", рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс"(вх. N 10724/ж от 19.06.2017 г.)на действия заказчика -ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан"при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0311200024917000155 на предмет: "Выполнение работ по ремонту автодорог г.Казани",
У С Т А Н О В И Л А:
Изменение извещения о проведении электронного аукциона N0311200024917000155было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru02.06.2017года.
Заказчик -ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан".
Начальная (максимальная) цена контракта - 199 154 000.00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком были нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, представил устные пояснения.
Изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, частичнообоснованными ввиду следующего.
1.Относительно довода заявителя об ограничивающем характере описания объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно Письму ФАС России 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заявитель в жалобе указывает, что требования к товару, установленные в документации данного аукциона являются чрезмерными и, для того, чтобы в своих заявках участникам указать конкретные характеристики предлагаемого товара необходимо приобрести и испытать данный товар заранее.
На заседании комиссии по рассмотрению настоящей жалобы представитель заказчика пояснил, что указанные характеристики обусловлены требованиям соответствующих ГОСТов и Закона о контрактной системе.
Изучив требования к материалам данного аукциона, Комиссия установила следующее.
Позиция 1 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие, щебеночные, мелкозернистые для плотного асфальтобетона), тип Б марка I"
"Температура асфальтобетонной смеси при укладке*, °С, 120-140
Температура асфальтобетонной смеси при отгрузке*, °С, 145-155
Зерновой состав минеральной части смеси, размер зерен в мм*, мельче
20 мм, % по массе,90-100
15 мм, % по массе, 80-100
10 мм, % по массе ,70-100
5 мм, % по массе, 50-60
2,5 мм, % по массе, 38-60
1,25 мм, % по массе, 28-60
0,63 мм, % по массе, 20-60
0,315 мм, % по массе, 14-34
0,16 мм, % по массе, 10-20
0,071 мм, % по массе, 6-12
Максимальное водонасыщение по объему образцов, отформованных из смеси должно быть не более 4,0%.
Минимальное водонасыщение по объему образцов, отформованных из смеси должно быть не менее 1,5%
Минимальное водонасыщение по объему образцов из переформованных вырубок и кернов должно быть не менее 1,0%.
Максимальное водонасыщение по объему вырубок и кернов готового покрытия должно быть не более 4,5%".
Минимальный предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С для асфальтобетона выполненного из данной смеси должен быть не менее 2,5 МПа.
Минимальный предел прочности при сжатии, при температуре 50 °С для асфальтобетона выполненного из данной смеси должен быть не менее 1,2 МПа.
Максимальный предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С для асфальтобетона выполненного из данной смеси должен быть не более 11,0 МПа.
Максимальная глубина проникания иглы (определяется по ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)) должна быть не более 8 мм при температуре 25є С. Минимальная глубина проникания иглы (определяется по ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)) при температуре 0 єС должна быть не менее 2,1 мм.
Данные требования заказчик установил в соответствии с ГОСТом 9128-2013.
Однако, согласно инструкции по заполнению заявки данного аукциона показатели, отмеченные в приложении к документации об аукционе "Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ" знаком"*"являются показателями, значения которых не могут изменяться. По этим показателям все значения, в том числе указанные в виде диапазона либо сопровождающиеся словами "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п., являются конкретными и не должны изменяться участником закупки при подготовке заявки на участие в аукционе;
в случае, если по показателям, не отмеченным знаком "*", по которым указаны варианты значений и (или) характеристик со словами "или", "либо" участнику аукциона следует выбирать и указывать в заявке конкретный вариант значения (характеристику), а в случае если предлагаемый товар (материал) соответствует сразу нескольким невзаимоисключающим вариантам значений (характеристик), то необходимо указать именно такое соответствие;
- по иным показателям, не отмеченным знаком "*", предоставляются конкретные значения, без слов "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п..
Так, например, требование заказчика об указании конкретной характеристики по параметру "Максимальная глубина проникания иглы (определяется по ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)) должна быть не более 8 мм при температуре 25є С. Минимальная глубина проникания иглы (определяется по ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)) при температуре 0 єС должна быть не менее 2,1 мм" возможно лишь после проведения испытаний согласно методу испытаний, описанному в ГОСТ 11501-78. Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы (с Изменениями N 1, 2, 3, 4), по другим позициям, аналогичная ситуация.
Таким образом, указание конкретных характеристик товара по значениям, не отмеченных звездочкой (*) возможно лишь после проведения испытания товара, что согласно Письму ФАС России является недопустимым условием.
Комиссия Татарстанского УФАС считает, что для недопущения правонарушения выражающееся в указании конкретных характеристик товара (при предусмотренным ГОСТами диапазоне значений) Заказчику необходимо установить в аукционной документации ссылку, что таковые значения являются неизменяемыми.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным, заказчик нарушил требование пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода заявителя о неуказании в проекте контракта срок подписания акта приемки работ, в случае, если работы выполнены не в соответствии с требованиями заказчика.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 8.1. Проекта контракта данной закупки приемка работ производится в следующем порядке:
Подрядчик приглашает Заказчика для промежуточной приемки выполненных в очередной месяц работ до 20 числа календарного месяца.
В срок до 25 числа месяца Подрядчик представляет Заказчику акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2, расчет стоимости выполненных работ, которые Заказчик подписывает в случае, если работы выполнены в соответствии с требованиями настоящего государственного контракта, аукционной документации, нормативных документов и технического задания (Приложение N1 к государственному контракту).
На основании подписанного акта о приемке выполненных работ в срок до 1 числа последующего месяца Подрядчик представляет Заказчику справку о стоимости выполненных работ по форме N КС-3. Справки, представленные позже, Заказчиком не принимаются.
Таким образом, Заказчиком установлены порядок и сроки подписания акта приемки выполненных работ, указание же заявителя о необходимости указания сроков подписания акта приемки невыполненных работ является нецелесообразным и необоснованным.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
3. Относительно довода заявителя о невозможности предоставить соответствующей документации банковскую гарантию.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заявитель указывает на то, что неуказание конкретного срока действия контракта не позволяет предоставить банковскую гарантию с надлежащим сроком действия в соответствии с документацией о закупке.
Однако, в пункте 11.9 проекта контракта указано, что для целей предоставления обеспечения исполнения Контракта в виде банковской гарантии используется срок, предусмотренный в п.3.1 настоящего Контракта..
Пункт 3.1. содержит следующую информацию сроки выполнения работ по контракту определяются:Начало выполнения работ с момента подписания настоящего контракта.
Окончание выполнения работ: 21 сентября 2017 г.
Таким образом, заказчик предоставляет возможность для участников закупки предоставить банковскую гарантию с надлежащим сроком и в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
В ходе анализа материалов дела Комиссия Татарстанского УФАС России выявила следующее нарушение.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок: 19.06.2017 г.
Согласно пункту 10.2. Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено следующее: "Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с 02 июня 2017 года по 15 июня 2017 года".
Таким образом, Заказчиком не установлены конкретные сроки предоставления разъяснений положений аукционной документации, следовательно,заказчиком нарушено требование пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на исход определения поставщика, предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" (вх. N 10724/ж от 19.06.2017 г.) на действия заказчика - ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0311200024917000155 на предмет: "Выполнение работ по ремонту автодорог г.Казани"частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан"нарушениятребования пункта 1 части 1 статьи 33,пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А. А. Яфизов |
|
Члены Комиссии: |
Р. Р. Валиуллин |
|
|
Э. М. Сальманова |
Исп. Валиуллин Р. Р.
Тел.(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 июня 2017 г. N 261-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2017