Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июня 2017 г. N 257-кз/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) после перерыва в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизов А.А. - Вриозаместителя руководителя; |
Членов Комиссии: |
Сальманова Э. М.- ведущий специалист-эксперт; Валиуллин Р. Р. -ведущий специалист-эксперт, |
рассмотрев жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее заявитель)(вх.N9804 от 02.06.2017 г.)на действия заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ"при проведенииэлектронного аукциона: N0311200014617000210
на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования", в присутствии (отсутствии);
- представителя заказчика -Выродова М.А. (доверенность от 11.01.2017 г. N10);
- представителя заявителя - не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0311200014617000210было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru17.05.2017 года.
Заказчик - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ".
Объект закупки - Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования.
Начальная цена контракта - 121 203 598,00 рублей.
Довод заявителя:
По мнению заявителя, заказчиком были нарушены требования законодательства о контрактной системе, в части объединения в один лот выполнение работ по замене 42фельдшерско-акушерских пунктов на модульные здания и строительство 2-х таких зданийв различных муниципальных образованиях Республики Татарстан.
Позиция заказчика:
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устныеи письменные пояснения, а также указали, что аукцион проведен и по результатам заключен контракт N 24-17/СМР от 16.06.2017 г. с ООО "ВОЛГАДОРСТРОЙ".
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по аукциону приходит к следующим выводам.
Согласно документации по вышеуказанному электронному аукциону на выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования предметом закупки являются следующие виды работ:
I. Замена фельдшерско-акушерских пунктов на модульные здания в 2017 году
1 Бимский (ГАУЗ "Агрызская ЦРБ") ФАП-В
2 Сапеевский (ГАУЗ "Азнакаевская ЦРБ") ФАП-В
3 Кривоозерский (ГАУЗ "Аксубаевская ЦРБ") ФАП-В
4 Кировский (ГАУЗ "Актанышская ЦРБ") ФАП-Г
5 Нижне-Тиганский (ГАУЗ "Алексеевская ЦРБ") ФАП-В
6 Нижне-Качеевский (ГАУЗ "Базарно-Матакская ЦРБ Алькеевского муниципального района") ФАП-В
7 Маметьевский (ГАУЗ "Альметьевская ЦРБ") ФАП-В
8 Мурзинский (ГАУЗ "Апастовская ЦРБ") ФАП-В
9 Нусинский (ГАУЗ "Арская ЦРБ") ФАП-В
10 Берескинский (ГАУЗ "Атнинская ЦРБ") ФАП-Г
11 Александровский (ГАУЗ "Бавлинская ЦРБ") ФАП-В
12 Кугунурский (ГАУЗ "Балтасинская") ФАП-В
13 Спасский (ГАУЗ "Бугульминская ЦРБ") ФАП-В
14 Кайбицкий (ГАУЗ "Буинская ЦРБ") ФАП-В
15 Ямбулатовский (ГАУЗ "Верхнеуслонская ЦРБ") ФАП-В
16 Мало-Сулабашский (ГАУЗ "Высокогорская ЦРБ") ФАП-В
17 Мало-Убейский (ГАУЗ "Дрожжановская ЦРБ") ФАП-В
18 Малореченский (ГАУЗ "Елабужская ЦРБ") ФАП-В
19 Александровско-Слободский (ГАУЗ "Заинская ЦРБ") ФАП-В
20 Кугеевский (ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ") ФАП-В
21 Старо-Чечкабинский (ГАУЗ "Кайбицкая ЦРБ") ФАП-В
22 Кирельский (ГАУЗ "Камско-Устьинская ЦРБ") ФАП-В
23 Олуязский (ГАУЗ "Кукморская ЦРБ) ФАП-Г
24 Нармонский (ГАУЗ "Лаишевская ЦРБ") ФАП-Г
25 Каркалинский (ГАУЗ "Лениногорская ЦРБ") ФАП-Г
26 Нижнекузгунчинский (ГАУЗ "Мамадышская ЦРБ") ФАП-В
27 Бизякинский (ГАУЗ "Менделеевкая ЦРБ") ФАП-В
28 Верхне-Такерменский (ГАУЗ "Мензелинская ЦРБ") ФАП-В
29 Свердловецкий (ГАУЗ "Камско-Полянская районная больница") ФАП-В
30 Слобода Черемуховский (ГАУЗ "Новошешминская ЦРБ") ФАП-В
31 Богдашкинский (ГАУЗ "Нурлатская ЦРБ") ФАП-В
32 Богородский (ГАУЗ "Пестречинская ЦРБ") ФАП-Г
33 Больше-Кульгинский (ГАУЗ "Рыбно-Слободская ЦРБ") ФАП-В
34 Два Поля Арташский (ГАУЗ "Сабинская ЦРБ") ФАП-В
35 Лешев-Тамакский (ГАУЗ "Лешев-Тамакский") ФАП-В
36 Полянский (ГАУЗ "Спасская ЦРБ") ФАП-В
37 Кляшевский (ГАУЗ "Тетюшская ЦРБ") ФАП-В
38 Старо-Зюринский (ГАУЗ "Тюлячинская ЦРБ") ФАП-В
39 Малтабаровский (ГАУЗ "Тукаевская ЦРБ") ФАП-В
40 Старо-Ильмовский (ГАУЗ "Черемшанская ЦРБ") ФАП-В
41 Старо-Ромашкинский (ГАУЗ "Чистопольская ЦРБ") ФАП-В
42 Байряка-Тамакский (ГАУЗ "Уруссинская ЦРБ Ютазинского муниципального района Республики Татарстан") ФАП-В
II. Строительство модульного фельдшерско-акушерского пункта в с.НижнееАбдуловоАльметьевского муниципального района
III. Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с.Малый Убей Дрожжановского муниципального района
Таким образом, предметом вышеуказанной закупки являются работы по замене фельдшерско-акушерских пунктов на модульные здания, а также работы по строительству модульных фельдшерско-акушерских пунктов в муниципальных образованиях Республики Татарстан.
Вместе с тем, указанные выше муниципальные образования находятся на удаленном расстоянии друг от друга (Рис 1).
Рисунок 1
Исходя из вышеизложенных предметов закупки, следует, что часть работ выполняемые в рамках закупки являются различными. В одном случае осуществляется замена фельдшерско-акушерских пунктов на модульные здания, в другом осуществляется их строительство.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Осуществление замены и строительства фельдшерско-акушерских пунктов на модульные здания по своим функциональным и потребительским характеристикам, являются идентичными представляет собой схожие объекты, к которым применимы одинаковые технологии и стандарты, в том числе при их строительстве, обслуживании и реконструкции.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о контрактной системе в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 18 Закона о контрактной системе при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Учитывая изложенное, при объединении в один лот схожих по своим функциональным характеристикам объектов, которые возможно (необходимо) построить, ремонтировать и (или) реконструировать по одним и тем же стандартам, с одинаковыми функциональными и технологическими особенностями, является наиболее целесообразным способом для достижения эффективности выполнения целей и задач, предусмотренных обоснованием данной закупки.
Заказчиком в документации установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации об аукционе.
Таким образом, учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 121 203 598,00 рублей, 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта 24 240 720 рублей. В случае если бы заказчик не укрупнил лот, данная сумма была бы значительно ниже, что привело бы к увеличению количества участников.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый объект, подлежащий выполнению работ по строительству тех или иных объектов, привлекает к торгам определенный круг потребителей.
Объединение в один лот ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в ремонте объекта с определенными потребительскими и функциональными характеристиками.
Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке выполнения работ по строительству приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
В подтверждение вышеизложенного, можно привести следующее обстоятельство: для участия в вышеуказанном аукционе подало свою заявку всего один участник (ООО "ВОЛГАДОСТРОЙ"), несмотря на то, что рынок выполнение строительно-монтажных и прочих работ строительству является конкурентным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот по объектам, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что в документации по закупке (пункт 25) содержится следующие указание: прием запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме осуществляется с 17.05.2017 г. по 29.05.2017 г. включительно.
Однако конкретных сроков дачи начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений документации не содержится, следовательно, заказчиком нарушено требование пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают статьи 6, 8, пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, с учетом того, что в настоящее время контракт заключен Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о невозможности в соответствии с Законом о контрактной системе выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее заявитель) (вх.N9804 от 02.06.2017 г.)на действия заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ" при проведении электронного аукциона: N0311200014617000210 на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования",обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ" нарушения статьи 6, 8, пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии:
|
Э. М.Сальманова
Р. Р. Валиуллин |
Исп. Валиуллин Р.Р.
Тел. 8 (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июня 2017 г. N 257-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017