Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июня 2017 г. N 260-кз/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) после перерыва в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизов А.А. - Вриозаместителя руководителя; |
Членов Комиссии: |
Сальманова Э. М.- ведущий специалист-эксперт; Валиуллин Р. Р. -ведущий специалист-эксперт, |
рассмотрев жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее заявитель)(вх.N9804 от 02.06.2017 г.)на действия заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ"при проведенииэлектронного аукциона: N0311200014617000217
на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования", в присутствии (отсутствии);
- представителя заказчика -Выродова М.А. (доверенность от 11.01.2017 г. N10);
- представителя заявителя - не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0311200014617000216было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru30.05.2017 года.
Заказчик - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ".
Объект закупки - Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования.
Начальная цена контракта - 106 865 155,00 рублей.
Довод заявителя:
По мнению заявителя, заказчиком были нарушены требования законодательства о контрактной системе, в части объединения в один лот выполнение работ по ремонту и строительству 18спортивных объектовв различных муниципальных образованиях Республики Татарстан.
Позиция заказчика:
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устныеи письменные пояснения.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по аукциону приходит к следующим выводам.
Согласно документации по вышеуказанному электронному аукциону на выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования предметом закупки являются следующие виды работ:
1. Строительство универсальной спортивной площадки в пгт. Балтаси Балтасинского муниципального района
2. Строительство универсальной спортивной площадки в с.АтабаевоЛаишевского муниципального района
3. Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку на 58 жилых домов с.Хасаншаих Арского муниципального района
4. Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку на 105 жилых домов в юго-западной части с.СтароеДрожжаноеДрожжановского муниципального района (строительство спорткомлпекса)
5. Строительство блочных модульных лыжных баз в населенных пунктах Республики Татарстан в 2017 году:
5.1. Кукморский муниципальный район, п.Кукмор, ул.Майская, д.4
5.2. Мензелинский муниципальный район, г.Мензелинск, ул.Шарафутдинова, д.2г
5.3. Сабинский муниципальный район, пгт.Богатые Сабы, ул.Гали Закирова
5.4. Спасский муниципальный район, г.Болгар, ул.Пионерская, д.1б
5.5. г.Набережные Челны, пр.Чулман, д.78, остановка "Лесная"
5.6. г.Казань, ул.Горьковское шоссе, д.24
5.7. Агрызский муниципальный район, г.Агрыз, парк отдыха "Орешник"
5.8. Алькеевский муниципальный район, с.Базарные Матаки, ул.Афанасьева
5.9. Альметьевский муниципальный район, г.Альметьевск, городской майдан
5.10. Елабужский муниципальный район, г.Елабуга, ул.Танаевское шоссе, д.3
5.11. Ютазинский муниципальный район, пгт.Уруссу
6. Строительство универсальной спортивной площадки (для баскетбола и волейбола) в д.СмаильБалтасинского муниципального района
7. Строительство универсальной спортивной площадки на территории Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Адоратского, д.22
Таким образом, предметом вышеуказанной закупки являются работы по строительству спортивной площадки, обустройство площадки под жилищную застройку, строительство блочных модульных лыжных баз.
Вместе с тем, указанные выше муниципальные образования находятся на удаленном расстоянии друг от друга (Рис 1).
Рисунок 1
Исходя из вышеизложенных предметов закупки, следует, что часть объектов имеют различные функциональные характеристики, а именно необходимо осуществить строительство сооружений спортивного характера (спортплощадка, лыжные базы), так и обустройство площадки под жилищную застройку.
Кроме того, заказчиком в документации установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации об аукционе.
Таким образом, учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 106 865 155,00 рублей, 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта - 21 373 031,00 рублей. В случае если бы заказчик не укрупнил лотне функционально схожих, данная сумма была бы значительно ниже, что привело бы к увеличению количества участников.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый объект, подлежащий выполнению работ по строительству тех или иных объектов, привлекает к торгам определенный круг потребителей.
Объединение в один лот различные объекты строительства, расположенные в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан, обладающих индивидуальными, различными потребительскими и функциональными свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в строительстве объекта с определенным потребительскими и функциональными характеристиками.
Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке выполнения работ по строительству приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
В подтверждение вышеизложенного, можно привести следующее обстоятельство: для участия в вышеуказанном аукционе подали свои заявки всего два участника (ООО "Аркада Строй Универсал", ООО "ТАТМЕЛИОВОДСТРОЙ"), несмотря на то, что рынок выполнение строительно-монтажных и прочих работ является конкурентным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот по объектам функционально не связанных и не схожих между собой, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что в документации по закупке (пункт 25) содержится следующие указание: прием запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме осуществляется с 24.05.2017 г. по 05.06.2017 г. включительно.
Однако конкретных сроков дачи начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений документации не содержится, следовательно, заказчиком нарушено требование пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают статьи 6, 8,пункт 1 части 1 статьи 33,пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее заявитель)(вх.N9804 от 02.06.2017 г.)на действия заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ" при проведении электронного аукциона: N0311200014617000217 на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе установка и монтаж оборудования",обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ" нарушения статьи 6, 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
3. Выдать заказчику - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ" предписание об устранении нарушений статьи 6, 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии:
|
Э. М.Сальманова
Р. Р. Валиуллин |
Исп. Валиуллин Р.Р.
Тел. 8 (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июня 2017 г. N 260-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017