Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июня 2017 г. N 258-кз/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) после перерыва в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизов А.А. - Вриозаместителя руководителя; |
Членов Комиссии: |
Сальманова Э. М.- ведущий специалист-эксперт; Валиуллин Р. Р. -ведущий специалист-эксперт, |
рассмотрев жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее заявитель)(вх.N9804 от 02.06.2017 г.)на действия заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ"при проведенииэлектронного аукциона: N0311200014617000215
на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе установка и монтаж оборудования", в присутствии (отсутствии);
- представителя заказчика -Выродова М.А. (доверенность от 11.01.2017 г. N10);
- представителя заявителя - не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0311200014617000215было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru23.05.2017 года.
Заказчик - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ".
Объект закупки - Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе установка и монтаж оборудования.
Начальная цена контракта - 217 570 002,00 рублей.
Довод заявителя:
По мнению заявителя, заказчиком были нарушены требования законодательства о контрактной системе, в части объединения в один лот выполнение работ по ремонту 11объектов здравоохранения, расположенныхв различных муниципальных образованиях Республики Татарстан.
Позиция заказчика:
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устныеи письменные пояснения, а также указали, что аукцион проведен и по результатам заключен контракт.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по аукциону приходит к следующим выводам.
Согласно документации по вышеуказанному электронному аукциону на выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе установка и монтаж оборудования предметом закупки являются следующие виды работ (Таблица 1).
Таблица 1
1 |
Капитальный ремонт помещений государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 17", расположенных в здании по ул.Завокзальной, д.57 в г.Казани |
2 |
Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница" |
3 |
Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения "Пестречинская центральная районная больница" |
4 |
Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница" |
5 |
Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская больница с перинатальным центром" в г.Нижнекамске |
6 |
Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница N 18" в г.Казани |
7 |
Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения "Тюлячинская центральная районная больница" |
8 |
Проведение ремонтных работ в здании государственного автономного учреждения здравоохранения "Верхнеуслонская центральная районная больница" |
9 |
Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница N2" |
10 |
Капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения здравоохранения "Заинская центральная районная больница" |
11 |
Проведение ремонтных работ в межрайонном отделении гемодиализа на базе Шеморданской участковой больницы государственного автономного учреждения здравоохранения "Сабинская центральная районная больница" |
Таким образом, предметом вышеуказанной закупки являются работы по капитальному ремонтуобъектов здравоохранения в различных муниципальных образованиях.
Вместе с тем, указанные выше муниципальные образования находятся на удаленном расстоянии друг от друга (Рис 1).
Рисунок 1
Исходя из вышеизложенных предметов закупки, следует, что объекты имеют одинаковые функциональные характеристики и направлены на обеспечение и организацию здравоохранения в указанных населенных пунктах.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Осуществление замены и строительства фельдшерско-акушерских пунктов на модульные здания по своим функциональным и потребительским характеристикам, являются идентичными представляет собой схожие объекты, к которым применимы одинаковые технологии и стандарты, в том числе при их строительстве, обслуживании и реконструкции.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о контрактной системе в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Согласно части 1статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 18 Закона о контрактной системе при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Учитывая изложенное, при объединении в один лот схожих по своим функциональным характеристикам объектов, которые возможно (необходимо) построить, ремонтировать и (или) реконструировать по одним и тем же стандартам, с одинаковыми функциональными и технологическими особенностями, является наиболее целесообразным способом для достижения эффективности выполнения целей и задач, предусмотренных обоснованием данной закупки.
Заказчиком в документации установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации об аукционе.
Таким образом, учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 217 570 002,00 рублей, 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта 43 514 000 рублей. В случае если бы заказчик не укрупнил лот, данная сумма была бы значительно ниже, что привело бы к увеличению количества участников.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый объект, подлежащий выполнению работпо капитальному ремонту тех или иных объектов, привлекает к торгам определенный круг потребителей.
Объединение в один лот ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в ремонте объекта с определенными потребительскими и функциональными характеристиками.
Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке выполнения работ по капитальному ремонту приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
В подтверждение вышеизложенного, можно привести следующее обстоятельство: для участия в вышеуказанном аукционе подали свои заявки всего два участника (ООО "СТРОИТЕЛЬ", ООО "САЙЯР"), несмотря на то, что рынок выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту является конкурентным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот по объектам, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссиейустановлено, что в документации по закупке (пункт 25) содержится следующие указание: прием запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме осуществляется с 24.05.2017 г. по 05.06.2017 г. включительно.
Однако конкретных сроков дачи начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений документации не содержится, следовательно, заказчиком нарушено требование пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают статьи 6, 8, пункта 11 части статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее заявитель)(вх.N9804 от 02.06.2017 г.)на действия заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ" при проведении электронного аукциона: N0311200014617000215 на предмет: "Выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, в том числе установка и монтаж оборудования",обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ" нарушения статьи 6, 8,пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать заказчику - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ" предписание об устранении нарушений статьи 6, 8, пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии:
|
Э. М.Сальманова
Р. Р. Валиуллин |
Исп. Валиуллин Р.Р.
Тел. 8 (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июня 2017 г. N 258-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017