Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Экватор" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" министерства здравоохранения Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края электронного аукциона: "Поставка лекарственных средств (МНН: Меропенем)" (извещение N 0318200063917001387) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
ООО "Торговый дом "Экватор" считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к товарам, которые влекут ограничение количества участников закупки.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Поставка лекарственных средств (МНН: Меропенем)" (извещение N 0318200063917001387).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 977 990,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.6) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" установлены требования к лекарственным препаратам:
ЖНВЛП ** |
Фармакологическая группа |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
||
Международное непатентованное наименование/ химические, группировочные наименования |
Форма выпуска, дозировка в соответствии с регистрационным удостоверением |
Требования к качеству |
||
да |
Антибиотик -карбапенем |
Меропенем |
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг, в комплекте с растворителем - вода для инъекций 10 мл или порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг |
Лекарственный препарат зарегистрирован и разрешен к применению на территории Российской Федерации. Качество лекарственного препарата соответствует требованиям нормативных документов. (Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральный Закон от 15 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании") |
Заявитель указывает, что согласно государственному реестру лекарственных средств зарегистрирован единственный лекарственный препарат с МНН Меропенем, соответствующий требованиям заказчика с торговым наименованием Меропенем РУ N ЛСР-007540/09 от 28.09.2009 (производитель С.П. Инкомед Пвт. Лтд, Индия).
Кроме того, по мнению заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования, а также требования, которые не соответствуют инструкциям по применению лекарственных препаратов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств: лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе: указание на поставку лекарственного препарата в комплекте с растворителем (т.е. препарата, зарегистрированного вместе с растворителем) без возможности поставки эквивалентного препарата (зарегистрированного без растворителя) совместно с любым подходящим растворителем (письмо ФАС России от 09.06.2015 NАК/28644/15).
Заказчиком 13.062017 было принято решение о внесении изменений в раздел 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации и 14.06.2017 г. данные изменения размещены на официальном сайте ЕИС: п.3 "МНН Меропенем, порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг, в комплекте с растворителем - вода для инъекций 10 мл или порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг".
Таким образом, участник закупки имел возможность предложить в заявке на участие в электронном аукционе как препарат с растворителем так и без него.
Комиссией установлено, что согласно сведениям из государственного реестра лекарственных средств, а также инструкциям по применению лекарственных препаратов (далее Инструкции) с МНН Меропенем требованиям заказчика в части наличия растворителя в комплекте с лекарственным препаратом соответствуют следующие лекарственные препараты: ТН Мерексид, производитель Оксфорд Лабораториз Пвт.Лтд., Индия и ТН Меропенем, производитель С.П. Инкомед Пвт. Лтд, Индия.
Вместе с тем, заказчиком установлены требования, которые не соответствуют информации, указанной в инструкциях по применению лекарственных препаратов: вода для инъекций (ампулы) 10 мл.
В соответствии с Инструкциями лекарственные препараты с ТН Мерексид и ТН Меропенем с дозировкой 1г (1000 мг) поставляются с растворителем: вода для инъекций (ампулы) 10 мл - 2шт.
Также, инструкция по заполнению заявок не содержит порядок предоставления информации в первой части заявки при указании показателя с использованием союза "или", что ограничивает права и законные интересы участников закупки.
Таким образом, совокупность требований, установленных заказчиком при описании объекта закупки, сокращают число товаров, соответствующих требованиям заказчика и ограничивают количество участников закупки, что нарушает п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Экватор" обоснованной в части наличия нарушений п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" министерства здравоохранения Краснодарского края нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" министерства здравоохранения Краснодарского края, уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017