Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2017 г. N ЭА-1358/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ИП Бростыло Д.В., в присутствии представителя МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район, администрации МО Мостовской район, рассмотрев жалобу ИП Бростыло Д.В. (далее - Заявитель) на действия МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Мостовской район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Капитальный ремонт и благоустройство территории столовой МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного, ул. Базарная, 15" (извещение N 0118300013517000127) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ИП Бростыло Д.В. указывает, что в описании объекта закупки установлены необъективные требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ, а также показатели товаров, которые возможно определить только по результатам испытаний, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Срок окончания подачи заявок установлен с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Мостовской район для нужд Заказчика - МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт и благоустройство территории столовой МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного, ул. Базарная, 15" (извещение N 0118300013517000127).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 421 275,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В извещении о проведении электронного аукциона установлено:
Дата и время окончания подачи заявок |
15.06.2017 09:00 |
При этом, в Разделе 1 "Информационная карта" электронного аукциона указано:
12
|
Срок подачи заявок участников электронного аукциона |
Начало срока подачи: с даты и времени фактической публикации извещения о проведении настоящего электронного аукциона Окончание срока подачи (дата и время): 15.05.2017 г. в 09:00 |
Таким образом, извещение и документация электронного аукциона содержат противоречия, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлено:
52 |
Плитки керамические для полов (керамогранит) |
Толщина, мм |
более 8 |
Лицевая поверхность |
гладкая, одноцветная, неглазурованная |
||
Предельные отклонения по толщине, мм |
не более |
||
Форма плиток |
квадратная или прямоугольная |
||
Координационный размер по длине, мм |
требуется не менее 400 |
Таким образом, Заказчиком установлены единые характеристики к двум разным материалам (плитка керамическая и керамогранит).
Кроме того, ГОСТ 6787-2001 распространяется исключительно на глазурованные и неглазурованные керамические плитки для полов (далее - плитки), предназначенные для покрытия полов внутри помещений жилых и общественных зданий и в бытовых помещениях промышленных зданий, а также для покрытия полов в лоджиях и на балконах (неглазурованные плитки). ГОСТ на керамогранит на территории РФ отсутствует.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
24 |
Смесь песчано-гравийная природная |
Содержание зерен гравия, % по массе |
10 - 90 |
Наибольшая крупность зерен гравия, мм |
не выше 70 |
П. 5.9 ГОСТ 23735-2014 5.9 предприятие-изготовитель должно сопровождать каждую партию поставляемой песчано-гравийной смеси документом о качестве, в котором, в том числе указывают:
- содержание гравия, песка и валунов;- наибольшую крупность зерен гравия;При этом, п. 6.6 данного ГОСТа также указано, что прочность гравия, содержание в нем зерен слабых пород, морозостойкость, содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках определяют по ГОСТ 8269.0.
9 |
Кирпич лицевой или рядовой ГОСТ 530-2012 |
Предельные отклонения от номинальных размеров изделия по толщине, мм |
не более |
Предельные отклонения от номинальных размеров изделия по ширине, мм |
не более |
П. 6.5 ГОСТ 530-2012 установлено, что для проведения испытаний методом случайного отбора из разных мест партии отбирают число изделий (образцов) в соответствии с таблицей 8.
Таблица 8 - Число отбираемых изделий (образцов) для проведения испытаний
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Число отбираемых изделий (образцов), шт. |
Вид испытаний |
Перио-периодичность контроля |
Метод испытания |
|
|
|
Приемо-сдаточные |
Перио-дические |
|
|
Отклонения от номинальных размеров и формы |
Камень - 25, кирпич - 35 |
+ |
- |
Каждая партия |
По 7.3, 7.4 |
|
Аналогичны требования установлены по позициям 29, 37.
42 |
Пленка пароизоляционная (паронепроницаемая) ЮТАФОЛ или эквивалент |
Назначение |
для создания паробарьера на внутренней поверхности теплоизоляции |
Поверхностная плотность (масса 1м2), г/м2 |
не более 110 |
||
Ширина, м |
не более 1,5 |
||
Строение (структура), количество слоев |
не менее 3 |
||
Заявленная производителем прочность продольная \ поперечная, Н/5 см |
не менее 190 |
||
Паропроницаемость, г/м2 за 24 часа |
не выше 1 |
Представителем Заказчика пояснено, что при описании данной позиции использовалась информация различных производителей. Данные производителей не содержат сведений о том, что установленные показатели определяются по результатам испытаний.
Комиссией установлено, что на данный вид товара распространяется ГОСТ 30547-97. При этом, обоснование использования нестандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в соответствии с требованиями п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, аукционная документация не содержит.
П. 6.2 ГОСТ 30547-97 установлено, что качество рулонных материалов проверяют по всем показателям, установленным в нормативном документе на конкретный вид материала, путем проведения приемосдаточных и периодических испытаний в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
|
|
Наименование испытаний |
Наименование показателя |
Приемосдаточные испытания |
Внешний вид |
|
Линейные размеры и площадь полотна рулона |
|
Полнота пропитки |
|
Разрывная сила при растяжении или условная прочность |
|
Относительное удлинение при разрыве |
|
Гибкость |
|
Масса вяжущего или покровного состава, в том числе с наплавляемой стороны |
|
Теплостойкость или изменение линейных размеров |
|
Потеря посыпки |
|
Масса основы |
|
Масса 1 м материала |
Периодические испытания |
Водопоглощение |
|
Водонепроницаемость |
|
Относительное остаточное удлинение |
|
Температура хрупкости |
|
Температура размягчения |
|
Цветостойкость посыпки |
|
Общее содержание растворимой части битумного состава |
|
Потеря массы при нагревании |
|
Химическая стойкость |
|
Сопротивление статическому продавливанию |
|
Сопротивление динамическому продавливанию |
|
Сопротивление раздиру |
|
Твердость по Шору А |
|
Паропроницаемость или сопротивление паропроницанию |
Аналогичное требование установлено по позиции 41.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
9 |
Кирпич лицевой или рядовой ГОСТ 530-2012 |
Класс средней плотности изделия |
не менее 2,0 |
П. 4.3.1 ГОСТ 530-2012 установлено, что условное обозначение керамических изделий должно состоять из обозначения вида изделия в соответствии с таблицами 2 и 3; букв р - для рядовых, л - для лицевых, кл -для клинкерных, пг - для камней с пазогребневой системой, ш - для шлифованных камней; обозначения размера кирпича - в соответствии с таблицей 2, номинальных размеров камня - в соответствии с таблицей 3, рабочего размера камня с пазогребневой системой - в соответствии с таблицей 3, обозначений: по - для полнотелого кирпича, пу - для пустотелого кирпича, марок по прочности, класса средней плотности; марки по морозостойкости и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
Кирпич рядовой (лицевой), полнотелый, размерами 25012065 мм, формата 1НФ, марки по прочности М200, класса средней плотности 2,0, марки по морозостойкости F50:
КР-р-по (КР-л-по) 25012065/1НФ/200/2,0/50/ГОСТ 530-2012.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель требовался заданного качества, что не противоречит ГОСТ 530-2012 и из чего следует, что подрядчик при осуществлении строительных работ оформлял бы заказ на кирпич по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам.
18 |
Люк чугунный |
Нагрузка номинальная, кН |
не более 250 |
Аналогичное требование установлено по позиции 18.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бростыло Д.В. обоснованной в части наличия разночтений в извещении и документации электронного аукциона; необъективного описания объекта закупки по позициям 52, 24, 9, 27, 42, 41.
2. Признать в действиях Заказчика - МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район, Уполномоченному органу - администрации МО Мостовской район (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2017 г. N ЭА-1358/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017