Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2017 г. N ЭА-1319/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "Юла", в присутствии представителя МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район, администрации МО Мостовской район, рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Мостовской район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Капитальный ремонт и благоустройство территории столовой МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного, ул. Базарная, 15" (извещение N 0118300013517000127) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Юла" указывает, что в описании объекта закупки установлены необъективные требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ, а также показатели товаров, которые возможно определить только по результатам испытаний, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Мостовской район для нужд Заказчика - МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт и благоустройство территории столовой МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного, ул. Базарная, 15" (извещение N 0118300013517000127).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 421 275,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлено:
39 |
Штукатурка декоративная CERESIT или эквивалент |
Заявленная производителем плотность, г/см3 |
1,7 _ 0,1 |
Заявитель указывает, что данный показатель возможно установить только по результатам испытаний в соответствии с ГОСТ 31377-2008.
П. 7.4 данного ГОСТа установлено, что насыпную плотность сухой смеси определяют по ГОСТ 8735, среднюю плотность затвердевшей смеси - по ГОСТ 5802.
Представителем Заказчика пояснено, что при описании данной позиции использовалась информация различных производителей. Данные производителей не содержат сведений о том, что установленные показатели определяются по результатам испытаний.
При этом, Комиссией установлено, что обоснование использования нестандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в соответствии с требованиями п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, аукционная документация не содержит.
Аналогичное требование содержится в позициям 41, 42.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
8 |
Бетонная смесь тяжелого бетона |
Класс по прочности на сжатие |
В7,5 и В15 |
Заявитель указывает, что данные показатели возможно определить только по результатам испытаний в соответствии с Главой 6 ГОСТ 26633-2015.
При этом, согласно п. 3.4 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного качества - это бетонная смесь, требуемые свойства и дополнительные характеристики которой задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этих требуемых свойств и дополнительных характеристик.
П. 4.3 данного ГОСТа также установлено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:
БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:
БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010
Примечание - При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу (B, Bt, Btb, Btt ) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии (Rm), а требования по удобоукладываемости - по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель требовался заданного качества, из чего следует, что подрядчик при осуществлении строительных работ оформлял бы заказ по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам.
Аналогичные требования установлены также по позициям 9, 23, 32.
По данной позиции также установлено:
8 |
Бетонная смесь тяжелого бетона |
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
менее 40 |
П. 4.7.8, 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 установлено, что наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или иных нормативных и технических документах на бетонные и железобетонные изделия и конструкции, утвержденных в установленном порядке.
Крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Таким образом, данный ГОСТ не содержит сведений о том, что показатель "Наибольшая крупность зерен" определяется по результатам испытаний.
Аналогичное требование установлено также по позиции 18.
39 |
Эмаль ПФ 1126 глянцевая |
Назначение |
антикоррозионная предназначена для защиты в атмосферных условиях металлических и деревянных поверхностей |
Цвет |
светло-бежевая или "слоновая кость" |
Заявитель указывает, что Заказчик по данной позиции не установил параметры эквивалентности, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с положением п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе слова "или эквивалент" включаются в описание объекта закупки в случае указания на товарные знаки. "ПФ 1126" не является зарегистрированным товарным знаком. Также, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе устанавливать значения показателей, которые не могут изменяться.
Представителем Заказчика пояснено, что ввиду отсутствия государственного стандарта на данный товар, при описании использовалась информация различных производителей (копии в материалах дела). Так, показатели, устанавливаемые производителями для данного товара являются общими и не зависят от конкретной партии товара. Сведения о том, что установленный Заказчиком показатель, возможно определить по результатам испытаний, в представленной информации отсутствует.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по позициям 39-42.
2. Признать в действиях Заказчика - МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МБОУ СОШ N 13 поселка Восточного МО Мостовской район выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по делу N ЭА-1358/2017 от 20.06.2017, повторно предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2017 г. N ЭА-1319/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017