Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия МБОУ МО город Краснодар СОШ N6 имени Героя Советского Союза Маргелова В.Ф. при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений спортивного зала в МБОУ СОШ N 6" (извещение N0318300119417000559) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: в Извещении о проведении электронного аукциона не установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства N1457; требования установленные Заказчиком в "Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" нарушают положения ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителем уполномоченного органа представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, письменные пояснения по существу жалобы. Из пояснений уполномоченного органа следует, что документация электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений спортивного зала в МБОУ СОШ N 6" (извещение N0318300119417000559). Заказчик - МБОУ МО город Краснодар СОШ N6 имени Героя Советского Союза Маргелова В.Ф.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 041 938,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из письма Министерства экономического развития Российской Федерации N12589-ЕЕ/b28и от 28.04.2016 г. и разъяснений ФАС России NАЦ/28993/16 от 28.04.2016 г. следует, что требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N1457, может быть установлено Заказчиком на основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, так и на основании п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Применение Заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N1457, является надлежащим исполнением указанного Постановления.
В Извещении о проведении электронного аукциона в Разделе "Преимущества и требования к участникам" Заказчиком установлено: "2. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). 1. Установлено. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. 2. Установлены единые требования к участникам закупки, в соответствии с пунктами 3-10 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. 3. Установлено. Наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация электронного аукциона содержит "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ", где Заказчиком установлено:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак (при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя, технического, функционального параметра |
Значение показателя, параметра |
|||
1 |
Антигрибковая биоцидная пропитка |
Capatox ,Caparol или эквивалент |
Плотность, г/см |
1,02 |
Расход, мл/м |
от 50 до 150 |
|||
2 |
Проникающая гидроизоляция |
Пенетрон или эквивалент |
Повышение морозостойкости бетона после обработки, циклов, не менее |
100 |
Влажность, %, по массе, не более |
0,3 |
|||
Применение: температура поверхности, ° С, не менее |
+5 |
|||
Срок схватывания (начало), мин, не ранее |
40 |
|||
Срок схватывания (Конец), мин, не позднее |
160 |
|||
3 |
Спортивное покрытие |
Regupol PU, BSW или эквивалент |
Толщина материала, мм |
6 |
Плотность, кг/м |
1,000 |
|||
Твердость, Н/мм (дипазонный показатель) |
от 60 до 65 |
|||
Удлинение на разрыв, % |
80 |
|||
Прочность, Н/мм |
20 |
|||
Сопротивление на разрыв, Н/мм |
15 |
|||
Относительная деформация при сжатии (10% сжатия), Н/мм |
0,5 |
|||
Сопротивление разрастанию трещин, Н/мм |
10 |
|||
Температурный режим, °С (диапазонный показатель) |
от -40 до +110 |
|||
Устойчивость к температурным изменениям, °С (диапазонный показатель) |
от -40 до + 110 |
Представитель уполномоченного органа пояснил, что требования к товарам (материалам) используемым при выполнении работ сформированы исходя из требований проектной документации и положений Закона о контрактной системе. Проектной документацией установлены конкретные товарные знаки, требуемых материалов. В силу того, что необходимые материалы не гостируются на территории Российской Федерации, Заказчиком, с учетом Закона о контрактной системе, были сформированы параметры эквивалентности в отношении установленных товарных знаков согласно данным различных производителей.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Таким образом, с учетом позиции ФАС России и требований Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к показателям, определяемым по результатам испытаний для каждой конкретной партии продукции.
В свою очередь, Заказчики при формировании описания объекта закупки, в связи с отсутствием государственных технических регламентов в отношении используемого при выполнении работ товара, руководствовались данными различных производителей. Показатели, устанавливаемые производителями для своей продукции, являются общими для всего выпускаемого товара и не зависят от конкретной партии товара, поскольку представляют собой диапазонный показатель. Также с учетом раздела 3 аукционной документации, предоставление конкретных значений показателя от участника закупки не требуется.
На основании изложенного Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119417000559).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017