Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 июня 2017 г. N ЭА-1347/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Успенский район (далее - Заказчик) при проведении МКУ "Управление по закупкам" администрации МО Успенский район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектно-изыскательские работы по БМК N4 в селе Успенском" (установка и монтаж блочно-модульной котельной N4 в селе Успенском" (извещение N 0318300553717000070) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Скорость" указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, не соответствующие положениям ГОСТ (позиции 8, 9 "Трубы стальные квадратные"), а также требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 15 "Мембрана ПВП "Тефонд-плюс" или эквивалент", 24 "Выключатели автоматические "IEK" или эквивалент"), по позициям 2-6 "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской" Заказчиком не указаны предельные отклонения, что ограничивает участников закупки.
Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявка участника закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Управление по закупкам" администрации МО Успенский район проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектно-изыскательские работы по БМК N4 в селе Успенском" (установка и монтаж блочно-модульной котельной N4 в селе Успенском" (извещение N 0318300553717000070). Заказчик - администрация МО Успенский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 318 400,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Приложении к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала), в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала), входящего в объект закупки |
|
Наименование показателя, ед.изм. |
Значение показателя |
||
2 |
Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской |
Должны быть из стали марки |
БСт2кп-БСт4кп; БСт2пс- БСт4пс |
Наружный диаметр, мм |
57 и 89 и 108 |
||
Толщина стенки, мм |
3,5 |
||
Точность изготовления |
обычная; повышенная |
||
Аналогичные требования установлены Закзачиком по позициям 3-6 "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской". | |||
8 |
Трубы стальные квадратные |
Должны быть из стали марки |
Ст1-3сп/пс |
Наружный размер, мм |
80 |
||
Толщина стенки, мм |
5 |
||
Площадь сечения, см2 |
более 14,5 |
||
9 |
Трубы стальные квадратные |
Должны быть из стали марки |
Ст1-3сп/пс |
Наружный размер, мм |
80 |
||
Толщина стенки, мм |
4 |
||
Площадь сечения, см2 |
более 11,8 |
||
15 |
Мембрана ПВП "Тефонд-плюс" или эквивалент |
Изменение линейных размеров при нагревании |
не более 1,2 |
Предел прочности при сдвиге, Н/см |
Не менее 4 |
||
Предел прочности при сжатии, кН/м2 |
Не менее 300 |
||
Разрывная сила при растяжении, Н/5 см |
Не менее 350 |
||
Относительное удлинение при растяжении, % |
Не менее 20 |
||
24 |
Выключатели автоматические "IEK" или эквивалент |
Номинальная отключающая способность, А |
10 000 |
Напряжение постоянного тока, В/полюс |
60 |
||
Характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя |
не менее С |
||
Число полюсов |
3 |
||
Степень защиты выключателя |
IP 20 |
||
Теплопроводность, Вт/(мК): | |||
при температуре (298 |
не более 0,036 |
||
при температуре (398 |
не более 0,048 |
||
при температуре (573 |
не более 0,087 |
||
Группа горючести |
Г1 |
||
Теплопроводность при температуре 10 °С, Вт/(мК) |
не более 0,035 |
ГОСТ 10705-80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия (с Изменениями N 1-8)" (далее - ГОСТ 10705-80) распространяется на стальные электросварные прямошовные трубы диаметром от 10 до 630 мм из углеродистых и низколегированных марок сталей, применяемые для трубопроводов, конструкций, а также изделий различного назначения.
В соответствии с п. 1.1 ГОСТ 10705-80 размеры и предельные отклонения труб должны соответствовать ГОСТ 10704.
Согласно п. 4 ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2)" предельные отклонения по наружному диаметру трубы приведены в табл.3.
Таблица 3
Наружный диаметр труб, мм |
Предельные отклонения по наружному диаметру при точности изготовления |
|||||
обычной |
повышенной |
|||||
|
10 |
_0,2 мм |
- |
|||
Св. |
10 |
до |
30 |
включ. |
_0,3 мм |
_0,25 |
" |
30 |
" |
51 |
" |
_0,4 мм |
_0,35 |
" |
51 |
" |
193,7 |
" |
_0,8% |
_0,7% |
" |
193,7 |
" |
426 |
включ. |
_0,75% |
_0,65% |
" |
426 |
" |
1020 |
" |
_0,7% |
_0,65% |
" |
1020 |
|
_0,6% |
_6,0 мм |
Примечание. Для диаметров, контролируемых измерением периметра, наибольшие и наименьшие предельные значения периметров округляются с точностью до 1 мм.
В соответствии с п. 5 ГОСТ 10704-91 по требованию заказчика трубы по ГОСТ 10705 изготовляют с односторонним или смещенным допуском по наружному диаметру. Односторонний или смещенный допуск не должен превышать суммы предельных отклонений, приведенных в табл.3.
На основании п. 11 ГОСТ 10704-91 технические требования должны соответствовать ГОСТ 10705 и ГОСТ 10706.
Примеры условных обозначений
Труба с наружным диаметром 76 мм, толщиной стенки 3 мм, мерной длины, II класса точности по длине, из стали марки СтЗсп, изготовленная по группе В ГОСТ 10705-80:
Таким образом, требования в отношении предельных отклонений труб в соответствии с ГОСТ 10704-91 предусмотрены для завода-изготовителя и не указываются в условных обозначениях. Установленные Заказчиком требования по позициям 2-6 "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской" не противоречат положениям государственных стандартов, указанные характеристики являются объективными.
Согласно п. 2 ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)" форма и размеры квадратных труб должны соответствовать указанным на чертеже и в табл.1.
Таблица 1
Наружный размер А, мм |
Толщина стенки s, мм |
Площадь сечения, см2 |
Масса 1 м, кг |
Момент инерции, см4 |
Момент сопротивления, см |
lx = ly |
Wx = Wy |
||||
80 |
4,0 |
11,88 |
9,33 |
113,17 |
28,29 |
|
5,0 |
14,57 |
11,44 |
134,73 |
33,68 |
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, установленные Заказчиком требования по позициям 8, 9 "Трубы стальные квадратные" противоречат положениям ГОСТ 8639-82, что свидетельствует о нарушении п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны пояснения, что в связи с отсутствие государственных стандартов, регламентирующих требования к материалу по позиции 15 "Мембрана ПВП "Тефонд-плюс" или эквивалент", использовались данные производителей, данный материал является серийно выпускаемым. Характеристики, установленные Заказчиком, соответствуют данным нескольких производителей и указываются в паспортах качества.
По позиции 24 "Выключатели автоматические "IEK" или эквивалент" Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что установленные характеристики являются качественными и функциональными, показатель "теплопроводность" в паспорте на выключатели автоматические товарного знака IEK отсутствует, следовательно, значение данного показателя возможно определить при наличие товара на руках и проведения соответствующих испытаний.
Кроме того, согласно "Инструкции по заполнению заявки", установленной Заказчиком в Разделе 8 аукционной документации, если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к материалам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых материалов, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии материалов и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком требования к описанию участниками закупки товара, значения показателей которого определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников закупки предоставлять в заявках конкретные числовые значения, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе (позиция 24 "Выключатели автоматические "IEK" или эквивалент").
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу N 67-1/0318300553717000070 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 19.06.2017 участник и поданная им заявка не соответствуют требованиям Федерального закона и документации аукциона в электронной форме.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части установления требований к товарам, не соответствующих положениям ГОСТ (позиции 8, 9 "Трубы стальные квадратные"), а также требований к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиция 24 "Выключатели автоматические "IEK" или эквивалент").
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Успенский район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 июня 2017 г. N ЭА-1347/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017