Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 июня 2017 г. N ЭА-1370/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Шадиева И.О. (далее - Заявитель) на действия администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по строительству детской и спортивной площадки по пер. Гражданский в г. Туапсе " (извещение N 0118300000417000101) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушениям Закона о контрактной системе. Заказчиком по п. 23, 25, 26 установлены показатели, ограничивающие права участников закупки, также по п. 2, 4, 8, 15 установлены показатели, определяемые по результатам испытаний. Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно требуется декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация отвечает требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района проводился электронный аукцион:"Выполнение работ по строительству детской и спортивной площадки по пер. Гражданский в г. Туапсе " (извещение N 0118300000417000101).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 140 000 ,00 рублей.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения (п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).
По п. 23 требований к материалам Заказчиком установлено:
23 |
Саженцы |
Группа |
1\2 |
|||
Высота саженца свыше |
м |
2,0 |
||||
Количество скелетных ветвей, не менее |
шт |
4 |
Представители Заказчика пояснили, что требования установлены в соответствии с ГОСТ 24909-81.
Согласно п. 1.4 ГОСТ 24909-81 по качественным показателям саженцы первой и второй групп делятся на два товарных сорта: 1-й и 2-й, и должны соответствовать требованиям, указанным в табл.1.
Таблица 1
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Норма для групп |
|||
|
первой |
второй |
||
|
1-го сорта |
2-го сорта |
1-го сорта |
2-го сорта |
1. Высота саженца, м |
Св. 2,0 до 2,5 включ. |
От 1,5 до 2,0 включ. |
Св. 3,0 до 3,5 включ. |
Св. 2,5 до 3,0 включ. |
2. Высота штамба, м |
От 1,0 до 1,3 включ. |
- |
Св. 1,3 до 1,8 включ. |
Св. 1,3 до 1,8 включ. |
3. Диаметр штамба, см |
От 2,0 до 2,5 включ. |
- |
Св. 3,0 |
Св. 2,5 до 3,0 включ. |
4. Количество скелетных ветвей, шт., не менее |
4 |
- |
6 |
5 |
5. Диаметр корневой системы, см, не менее |
50 |
50 |
60 |
60 |
6. Длина корневой системы, см, не менее |
35 |
35 |
40 |
40 |
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В разделе "Инструкция по заполнению заявки" указано: "Слова и символы, указывающие минимальные или максимальные из возможных значения, установленные в графе "Наименование показателя" из состава заявки не исключаются, значение показателя при этом может изменяться в соответствии с правилами установленными в Таблице 1".
Таким образом, требования Заказчика не противоречат ст. 33 Закона о контрактной системе.
По п. 25 Заказчиком установлено:
Грунт растительный |
Кислотность Рh |
Должна быть в пределах 5,5-7,5 |
Должен являться частью верхнего слоя почвы. Должен применяться при планировке садовых участков и организации газонов на объектах озеленения и благоустройства. |
||
Состав: | |||||
торф |
% |
в пределах 10-15 |
|||
песок |
% |
в пределах10-15 |
|||
растительный слой |
% |
|
|||
перегной |
% |
в пределах 10-15 |
В соответствии с разделом " Инструкция по заполнению заявки" (п. 3, 14, 15, 22 таблицы 1 инструкции, а также п. 3, 10 таблицы 2 раздела инструкции) участник закупки не предоставляет конкретное значение показателей по п. 25.
Представитель Заказчика пояснил, что для смеси семян и газонных трав норма посева напрямую влияет на итоговое качество и внешний вид газона. В связи с тем, что требуемый товар не ГОСТируется на территории РФ, Заказчик при формировании описания объекта закупки опирался на данные производителей, которые всегда указывают информацию о составе товара. Таким образом, требования Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Заявителем не представлено документов, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Аналогично по п. 26.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В п. 10 раздела 1 Заказчиком установлено следующее:
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Предусмотрено в соответствии со ст.30 44-ФЗ |
Аналогичные требования установлены в извещении о проведении электронного аукциона. Таким образом, документация Заказчика не противоречит ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
По п. 2 Заказчиком установлено:
Заявитель указывает, что данные показатели возможно определить только по результатам испытаний.
Представитель Заказчика пояснил, что при описании объекта закупки руководствовался ГОСТ 7473-2010.
Вместе с тем, согласно п. 3.4 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного качества - это бетонная смесь, требуемые свойства и дополнительные характеристики которой задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этих требуемых свойств и дополнительных характеристик.
П. 4.3 данного ГОСТа также установлено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:
БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:
БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010
Примечание - При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу (B, Bt, Btb, Btt ) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии (Rm), а требования по удобоукладываемости - по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели требовались заданного качества, что не противоречит ГОСТ и из чего следует, что подрядчик при осуществлении строительных работ оформлял бы заказ на бетон по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам.
Заявителем не представлены документы, предусмотренные ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, подтверждающие, что указанные показатели определяются по результатам испытаний.
Аналогично по п. 4, 8, 15.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шадиева И.О. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300000417000101).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 июня 2017 г. N ЭА-1370/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017