Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июня 2017 г. N 208-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Полянской Т.В. (надлежащим образом уведомлена), а также в присутствии членов аукционной комиссии заказчика администрации МО "Икрянинский район" Бакаевой М.А., Ксенофонтова Д.К., Сысовевой Т.П., Леонтьевой С.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Полянской Т.В. на действия муниципального заказчика администрации МО "Икрянинский район" и членов аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение администрацией МО "Икрянинский район" благоустроенной квартиры на территории МО "Икрянинский район", в объеме в соответствии с техническим задании (номер извещения: 0325300050217000021), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 09.06.2017 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Полянской Т.В. (далее - Заявитель, ИП Полянская Т.В.) на действия муниципального заказчика администрации МО "Икрянинский район" (далее - Заказчик) и членов аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение администрацией МО "Икрянинский район" благоустроенной квартиры на территории МО "Икрянинский район", в объеме в соответствии с техническим задании (номер извещения: 0325300050217000021) (далее - электронный аукцион), в которой сообщалось, что аукционная комиссия неправомерно признала вторую часть аукционной заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения и аукционной документации, включая проверку обоснованности их положений, рассмотрение первых и вторых частей аукционных заявок участников закупки.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки установлено следующее.
03.05.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.05.2017 участниками закупки были поданы две аукционные заявки, и их податели были допущены к участию в электронном аукционе.
Из протокола от 02.06.2017 по подведению итогов следует, что аукционная комиссия приняла решение о признании второй части аукционной заявки ИП Полянской Т.В. не соответствующей требованиям аукционной документации на основании: непредставления декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация предусмотренная данной статьей, в т.ч. и об ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
При этом, части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Заказчик, в соответствии с вышеуказанными нормами права, установил в извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 4.5 аукционной документации ограничение "участниками закупки могут являться исключительно субъекты малого предпринимательства".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 ст.66 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Заказчик в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установил в пункте 4.3.1.2 аукционной документации требования к содержанию второй части аукционной заявке, а именно:
" - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
Пунктом 4.3.1.2.2. аукционной документации установлено, что участник закупки заполняет вторую часть заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с инструкцией по заполнению второй части заявки на участие в аукционе (приложение N1 к пункту 4 "Сведения по аукциону в электронной форме" аукционной документации").
Учитывая то, что электронный аукцион проводился для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям Заказчик в приложении N1 "Инструкция по заполнению второй части заявки на участие в аукционе" аукционной документации установил требование о представлении участниками закупки в составе вторых частей аукционной заявки декларацию о принадлежности его к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Комиссия, проверив вторые части аукционных заявок участников закупки, установила, что Заявителем не была представлена в составе заявки вышеуказанная декларация, в связи с чем Комиссия считает, что аукционная комиссия в соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе приняла решение о признании второй части аукционной заявки ИП Полянской Т.В. не соответствующей требованиям аукционной документации.
Между тем, Комиссия при проверки правильности рассмотрения первых частей аукционных заявок установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию описание всех товаров по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе (то есть указать максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться), что позволит в дальнейшем определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели всех используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.
Заказчик в соответствии с пунктом 1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе установил в пункте 4.3.1.1 аукционной документации следующее требование к содержанию первой части аукционной заявки: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Комиссия Управления считает решение аукционной комиссии о допуске к участию в аукционе участников закупки, подавших заявки под NN1,2 ошибочным, поскольку данные заявки не соответствуют требованиям аукционной документации ввиду следующего.
Заявка N1
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Подпункт 9 пункт 5 "Техническое задание"
во всех квартирах жилые комнаты, кухня, а также ванная и туалет (возможно совмещенные) должны быть отдельными помещениями. Не допускаются кухни-ниши. Комнаты и кухня должны иметь естественное освещение. |
Подпункт 9 пункт 5 "Техническое задание"
во всех квартирах жилые комнаты, кухня, а также ванная и туалет (возможно совмещенные) должны быть отдельными помещениями. Не допускаются кухни-ниши. Комнаты и кухня имеют естественное освещение |
Заказчик установил требование к расположению в квартире ванной и туалета путем установления двух значений (1. ванная и туалет совмещены; 2. ванная и туалет не совмещены), из которых лишь одно характеризует предлагаемую участником закупки квартиру. В силу императивного требования подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе и обязательного требования, изложенного в пункте 4.3.1.1 аукционной документации, участнику закупки в данном случае надлежало выбрать одно из установленных заказчиком значений. Однако участник закупки не конкретизировал расположение ванной и туалета относительно друг друга, что противоречит подпункту "б" пункта 1 части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, не соответствует пункту 4.3.1.1 аукционной документации и не позволит заказчику проверить соответствие предлагаемого участником закупки (в случае его победы в аукционе и заключении с ним контракта) товара установленным им требованиям. |
Заявка N2
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Пункт 4 "Техническое задание"
квартира оборудована: потолки - влагостойкая краска или панели ПВХ или натяжной ПВХ потолок |
Пункт 4 "Техническое задание"
квартира оборудована: потолки - влагостойкая краска или панели ПВХ или натяжной ПВХ потолок |
Не соответствует требованиям аукционной документации, т.к. не представлены конкретные показатели устройства потолка |
Ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Учитывая то, что первые части аукционных заявок под N1,2 участников закупки не соответствовали требованиям 4.3.1.1 аукционной документации и пункту 1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия в нарушение ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе вышеуказанных участников закупки (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.05.2017).
Данные действия комиссии содержат признаки состава административного правонарушение, состав которого предусмотрен ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
При этом Комиссия отклоняет довод Заказчика о том, что участники закупки не могли представить в составе первой части заявки вышеобозначенные конкретные показатели, поскольку не имели в наличии товар на момент оформления заявок. Участники закупки, принимая решение об участии в закупке и действуя добросовестно в соответствии с Законом о контрактной системе обязаны при оформлении заявки на участие в аукционе предоставлять конкретные показатели товара, а в случае победы в аукционе поставить заказчику товар именно с теми конкретными показателями, которые указаны в заявке. Для этого участники закупки должны совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение поставки такого товара, осознавая при этом, что в противном случае положения Закона о контрактной системе предполагают наступление негативных для них правовых последствий.
Кроме того, из содержания поданных аукционных заявок следует, что у подавших их участников закупки не возникло препятствий в предоставлении иных конкретных показателей в отношении предложенного товара. Заказчик не обосновал, почему именно у участников закупки отсутствует возможность указать в заявке конкретные значения отдельных показателей товара, но имеется возможность предложить конкретные значения остальных показателей товара.
В этой связи Комиссия не усматривает обстоятельств, препятствующих участникам закупки заполнить заявки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Поскольку допущенное аукционной комиссией нарушение является существенным и может повлечь неправильное определение победителя аукциона, Комиссия Управления считает необходимым выдать предписание об устранении нарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Полянской Т.В. на действия муниципального заказчика администрации МО "Икрянинский район" и членов аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение администрацией МО "Икрянинский район" благоустроенной квартиры на территории МО "Икрянинский район", в объеме в соответствии с техническим задании (номер извещения: 0325300050217000021) необоснованной.
2. Признать аукционную комиссию муниципального заказчика администрации МО "Икрянинский район" нарушившей ч.4 ст. ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение администрацией МО "Икрянинский район" благоустроенной квартиры на территории МО "Икрянинский район", в объеме в соответствии с техническим задании (номер извещения: 0325300050217000021).
3. Выдать аукционной комиссии муниципального заказчика администрации МО "Икрянинский район" предписание об устранении допущенного нарушения при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение администрацией МО "Икрянинский район" благоустроенной квартиры на территории МО "Икрянинский район", в объеме в соответствии с техническим задании (номер извещения: 0325300050217000021).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
И.В. Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июня 2017 г. N 208-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017