Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июня 2017 г. N 211-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Сердюкова А.Б. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
в присутствии представителей Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "АстраханьАвтодор" (далее - Заказчик) Карпович Татьяны Геннадьевны (доверенность от 16.06.2017), Утебкалиевой Светланы Хамидуллаевны (доверенность от 16.06.2017), Руденко Юлии Александровны (доверенность от 16.06.2017), в отсутствие представителя ООО "СТРОЙИДУСТРИЯ" (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области (номер извещения: 0825200001817000012) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 09.06.2017 (согласно штампу на конверте 29.05.2017) поступила жалоба ООО "СТРОЙИДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области (номер извещения: 0825200001817000012) (с изменениями от 11.05.2017).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: в нарушение данного закона Заказчик в документации об аукционе установил избыточные требования к характеристикам товаров.
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 16:00 19.06.2017. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе, в присутствии представителей Заказчика Карпович Татьяны Геннадьевны (доверенность от 16.06.2017), Утебкалиевой Светланы Хамидуллаевны (доверенность от 16.06.2017), Руденко Юлии Александровны (доверенность от 16.06.2017), в отсутствие представителя Заявителя.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, установила, что 31.03.2017 (с изменениями от 11.05.2017) Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе. В последующем, 11.05.2017, в указанные извещение и документацию Заказчиком в связи с выдачей Управлением предписания о внесении в указанную документацию изменений с целью приведения ее в соответствие с Законом о контрактной системе были внесены изменения, в результате чего Заказчиком 11.05.2017 на официальном сайте была размещена новая редакция аукционной документации.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 81 184 783 ,00 руб.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующих этапов закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем в редакции от 11.05.2017, включая проверку обоснованности их положений, рассмотрение первых и вторых частей аукционный заявок.
Комиссия Управления не соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик в документации об аукционе установил избыточные требования к характеристикам товаров.
Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 разъяснила, что избыточной является детализация объекта закупки, предполагающая предоставление участниками закупки в своих заявках на участие в закупке показателей товара, которые не могут быть известны ему на момент подачи заявки, поскольку определяются по результатам проведения испытания конкретной партии товара после его производства.
Такие требования в рассматриваемой документации отсутствуют.
Между тем, Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В свою очередь, участник закупки согласно императивному требованию подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе обязан в заявке на участие в аукционе предоставить конкретные показатели товара, соответствующие требованиям, определенным заказчиком в аукционной документации.
Заказчик, описывая товары, использование которых необходимо для выполнения работ, установил в п. 1.2.7.4. Технического задания с изменениями N1 аукционной документации требование: "Толщина плакировки алюминиевых листов должна быть не более 1,5% от фактической толщины листа и не менее 8% от фактической толщины листа.".
Такое требование к толщине плакировки Комиссия признает необъективным, поскольку оно не позволят участникам закупки предложить конкретный показатель, который не превышал бы 1,5% толщины листа, но в то же время был не менее 8% его толщины, то есть не позволяет участникам закупки оформить заявку на участие в аукционе, которая соответствовала бы требованиям аукционной документации.
Указанные действия ограничивают количество участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 и пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить первые части заявок на участие в аукционе, а аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
При этом Комиссия признает несостоятельным и отклоняет довод представителей Заказчика о том, что рассматриваемая жалоба подлежала возвращению Заявителю без рассмотрения в связи с пропуском срока на оспаривание положений документации о закупке.
Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Закона о контрактной системе.
Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым заинтересованным лицом, поименованным в части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При поступлении жалобы контрольный орган в сфере закупок руководствуется положениями Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации, административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
Согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Таким образом, при получении жалобы необходимо учитывать в том числе указанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.14 Регламента установлено, что датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
Вместе с тем понятия "подача жалобы" и "поступление жалобы в контрольный орган" не идентичны, в связи с чем если жалоба подана в орган связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению.
Изложенная правовая позиция отражена в письме ФАС России от 29 декабря 2015 г. N ИА/76070/15.
В данном случае срок окончания подачи заявок на участие в аукционе заканчивался 30.05.2017.
Жалоба ООО "СТРОЙИДУСТРИЯ" на положения документации о закупке была сдана в организацию почтовой связи ФГУП "Почта России" в качестве простого почтового отправления 29.05.2017, что подтверждается отметкой данного учреждения на конверте.
Указанное почтовое отправление поступило в Астраханское УФАС России 09.06.2017, и этим же числом было зарегистрировано, о чем свидетельствует соответствующая отметка Управления на первом листе жалобы.
Поскольку жалоба была сдана в организацию связи в установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе срок, и на момент ее поступления в Астраханское УФАС России контракт по результатам проведения аукциона не был заключен (у контрольного органа в этом случае сохраняется возможность приостановить осуществление закупки и при необходимости выдать предписание об устранении нарушений), то оснований для возвращения жалобы без рассмотрения у Управления не имелось.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИДУСТРИЯ" на действия Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области (номер извещения: 0825200001817000012) необоснованной.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 и пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области (номер извещения: 0825200001817000012).
3. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области (номер извещения: 0825200001817000012).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.Б. Сердюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июня 2017 г. N 211-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017