Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 июня 2017 г. N 218-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Юг-Альянс" (надлежащим образом уведомлено), а также в присутствии представителей государственного заказчика - государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области", рассмотрев жалобу ООО "Юг-Альянс" (адрес:416462, Астраханская область, Приволжский район, с.Яксатово, мкр.Юность, д.10, кв.9 Б) на действия государственного заказчика - государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее также Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в пос.Ассадулаево Приволжского района Астраханской области" (реестровый N0325200006717000017), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 16.06.2017 поступила жалоба ООО "Юг-Альянс" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в пос.Ассадулаево Приволжского района Астраханской области" (реестровый N0325200006717000017) (далее - аукцион).
Податель жалобы полагает, что Заказчик неверно установил требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, о также ненадлежащим образом описал объект закупки.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителя Заказчика, установила, что 31.05.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая обоснованность их положений.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.12.2.3.2) информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать копию свидетельства о допуске к видам работ, входящим в подпункт 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" пункта 33. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, по предмету государственного контракта.
Ч.2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч.3.1 ст.52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Ч.4 ст.55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом министерства регионального развития РФ N624 от 30.12.2009 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее также - Перечень).
Виды работ, указанные в аукционной документации, входят в перечень видов и групп видов работ и соответствуют пунктам третьего раздела Перечня (6, 6.1, 6.2, 6.3, 10, 10.1, 12, 12.8, 12.10,12.12, 16,16.1, 16.2,16.3, 17,17.1, 17.4, 20, 20.5), на что указано в письме СРО "Астраханские строители", полученное Управлением в ответ на соответствующий запрос.
Таким образом, заказчиком правомерно установлено требование о представлении в составе второй части заявки копии выданного саморегулируемой организацией в соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельства о допуске к работам, которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство (с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник закупки) раздела III Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624.
Кроме того, Заказчик во исполнение постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление) в приложении N1 к части II информационной карты аукционной документации установил возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в пос. Ассадулаево Приволжского района Астраханской области".
В соответствии с указанным Постановлением возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту подлежат включению заказчиком в документацию о закупке и в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15% цены государственного контракта.
В приложении N1 к части II информационной карты аукционной документации включены в том числе возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно и которые в соответствии с приказом министерства регионального развития РФ N624 от 30.12.2009 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" не относятся к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства и требующим получения свидетельства о допуске к данным видам работ, выданное саморегулируемой организацией, например, внутренние отделочные работы, работы по благоустройству и т.д.
При этом Заявителем не представлены какие-либо доказательства того, что такие работы составляют менее 15% цены контракта.
У Комиссии отсутствуют основания полагать, что подрядчик лишен возможности лично выполнить работы, которые не требуют допуска саморегулируемой организации и объем которых составит не менее 15% от цены контракта.
В этой связи установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к иным видам работ, помимо указанных в П.12.2.3.2) информационной карты аукционной документации, вопреки доводу Заявителя, не требовалось.
Также Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчик не вправе устанавливать к используемым при выполнении работ материалам требования, которые являются дополнительными по отношении к требованиям, содержащимся в проектной документации. Такое право предоставлено заказчикам частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, по смыслу которых требования к товарам определяются заказчиками, а не проектными организациями.
Между тем, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе). Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам. Исполнить требования Закона в части указания конкретных значений, применительно к данному показателю способен только участник, имеющий данный товар в наличии.
Анализ документации об аукционе, в том числе технической части, показал следующее.
По ряду материалов Заказчиком установлено требование о предоставлении сведений о товаре, которые могут быть получены только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара.
Так, например, Заказчик установил следующие требования:
- позиция 20 "Панели потолочные с комплектующими, размером 600х600 мм. Толщина не менее 0,8 см и не более 2,5 см. Влагостойкость конструкции не менее 70% и не более 95%. Светоотражающая способность не более 90%. Снижение уровня шума до 30 дБ";
- позиция 71 "Песок природный для строительных работ. Группа песка: средний. Модуль крупности: не менее 2,0 Мк не более 2,5 Мк";
-позиция 82 "Безосновный биостойкий гидро- и пароизоляционный рулонный материал для склеечной гидроизоляции. Условная прочность не менее 0,45 МПа. Водопоглощение в течение 24 ч не более 1% по массе", и т.д.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и поддержана Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
В данном решении Верховный Суд РФ, отказывая в признании недействующим пункта 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, указал, что Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путём предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определённой партии товара после его производства. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к таком участию (часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 4 части 1 статьи 50, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 6 статьи 83). Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечёт за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является строительство фельдшерско-акушерского пункта в пос.Ассадулаево Приволжского района Астраханской области, а не изготовление конкретной партии товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам (характеристикам) товаров - избыточно, и описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить первые части заявок на участие в аукционе, а аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юг-Альянс" на действия государственного заказчика - государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в пос.Ассадулаево Приволжского района Астраханской области" (реестровый N0325200006717000017) не обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившей п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в пос.Ассадулаево Приволжского района Астраханской области" (реестровый N0325200006717000017).
3. Выдать государственному заказчику - государственному казенному учреждению Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в пос.Ассадулаево Приволжского района Астраханской области" (реестровый N0325200006717000017).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 июня 2017 г. N 218-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017