Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 июня 2017 г. N 06-521/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма "Стройинвест"(далее-ООО ПКФ "Стройинвест", Общество, заявитель):не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченное учреждение, МКУ "КС МО "Алданский район", Контрактная служба, аукционная/единая комиссия):не явились, представлено письменное пояснение по жалобе;
от муниципального заказчика МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Василек" МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация, заказчик, аукционная комиссия): не явились, представлено письменное пояснение по жалобе,
рассмотревжалобуООО ПКФ "Стройинвест"на действия аукционной комиссии МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на ремонтные работы МБДОУ Д/с "Василек" (извещение N 0816300014517000169),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО ПКФ "Стройинвест" на действия аукционной комиссии МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на ремонтные работы МБДОУ Д/с "Василек" (извещение N 0816300014517000169).
Из содержания жалобы ООО ПКФ "Стройинвест"следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе (порядковый номер заявки 3), с данным решением не согласен. Просит признать жалобу обоснованной, выдать соответствующее предписание.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что с жалобой заявителя согласны и поясняют следующее.
В заявке N 3 (ООО ПКФ "Стройинвест") указана следующая информация: "Горячекатанная арматурная сталь Класс АI, АII, АIII. Диаметр в диапазоне 8-22 мм. Марка стали Ст3кп, Ст5пс, 25Г2С".
В техническом задании требования по данной позиции установлены следующие: "Горячекатаная арматурная сталь класса: А-I, А-II, А-III. Диаметр в диапазоне 8-22 мм. Марка стали 25Г2С/Ст5пс/Ст3кп".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, приведенной в п.26 Информационной карты: ""/" (косая черта) - следует читать как "или" (за исключением случаев, когда косая черта входит в наименование, обозначение самого материала, марки материала, установленного нормативной документацией или обычаями обозначения того или иного товара (например марки битумов, мастик и т.п.), или когда используется обыкновенная дробь, а также общепринятые обозначения процентов и соотношений (день/ночь, замораживание/размораживание, Д/Ш/В-длина/ширина/высота)".
Следовательно, участником должно быть указано одно из значений марки стали.
В соответствии с п. 2 ГОСТ 5781-82 "СТАЛЬ ГОРЯЧЕКАТАНАЯ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ" арматурную сталь изготовляют из углеродистой и низколегированной стали марок, указанных в табл. 5. Марка стали указывается потребителем в заказе. При отсутствии указания марку стали устанавливает предприятие-изготовитель. Таким образом, ГОСТ не устанавливает обязательное соответствие классу арматуры конкретной марке стали.
Вместе с тем, для выполнения работ, являющихся предметом закупки, характеристики арматурной стали не являются значимыми и при составлении технического задания, целесообразно было указать класс арматуры для выбора участниками закупки. При описании данной позиции "Горячекатаная арматурная сталь" допущена техническая ошибка и предоставленные участниками данные по позиции не могут быть основанием для отклонения заявок.
На основании вышеизложенного просит отменить результаты рассмотрения первых частей заявок для вынесения Единой комиссией корректного решения по допуску данной заявки.
Письменные пояснения заказчика аналогичны письменному пояснению уполномоченного учреждения.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС),на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС - тендер" - 03.05.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 472 358 ,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционеподано пять заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущен один участник закупки;
6) электронный аукцион признан не состоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО ПКФ "Стройинвест"обоснованнойна основании следующего.
Из содержания жалобы ООО ПКФ "Стройинвест".следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300014517000169 - 1 от 18.05.2017 года участнику закупки с порядковым номером 3(ООО ПКФ "Стройинвест") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе). В заявке участника по позиции "Горячекатанная арматурная сталь" необходимо было выбрать одно значение по показателю "марка стали"".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям установленным заказчиком.При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По смыслу вышеприведенных норм Закона:
- заказчик/уполномоченный орган/учреждение в аукционной документации обязан установить требования к используемым при выполнении работ товарам/материалам, путем определения конкретных параметров товара, их минимальных и максимальных либо неизменных значений;
- участник закупки в первой части заявки на участие электронном аукционе обязан указать, в том числе, конкретные значения по тем показателям используемого товара, установленным заказчиком/уполномоченным органом/учреждением в аукционной документации;
- при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия проверяет соответствие указанных участниками сведений о товаре/материале только по тем показателям, которые указаны заказчиком/уполномоченным органом/учреждением в аукционной документации.
Предметом закупки является выполнение работ в ходе которых используются товары и материалы.
В пункте 6 Информационной карты аукционной документации установлено, что описание объекта закупки приведено в Техническом задании Приложение N 2 к аукционной документации.
Так, в размещенном на сайте ЕИС файле "приложение 2 ТЗ" формате "rar" содержатся два файла - файл в формате "doc" с наименованием"Техническое задание Василек", а также файл в формате "Excel" с наименованием "Василек ремонт деф.ведомость".
Как установлено материалами дела, позиция "Горячекатанная арматурная сталь" на основании которой аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукциона содержится в пункте 5 раздела 1 "Водоотводная канава" в Дефектной ведомости на ремонт 2017 г. в МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Василек".
При этом, технические характеристики применяемых товаров/материалов в ходе выполнения работ установлены в файле в формате "doc" с наименованием "Техническое задание Василек".
В связи с чем, Комиссией антимонопольного органа не может быть принято во внимание, что вышеуказанная дефектная ведомость является документом, устанавливающим технические характеристики (требования) применяемых товаров/материалов в ходе выполнения работ, поскольку по существу регламентирует объемы и виды работ, выполняемых в ходе исполнения контракта по данной закупке.
На основании вышеизложенного, аукционная комиссия неправомерно руководствовалась положениями Дефектной ведомости при рассмотрении первых частей заявок участников закупки.
Кроме того, как следует из письменных пояснений уполномоченного учреждения и заказчика для выполнения работ, являющихся предметом закупки, характеристики арматурной стали не являются значимыми и при составлении Технического задания, целесообразно было указать класс арматуры для выбора участниками закупки. При описании данной позиции "Горячекатаная арматурная сталь" допущена техническая ошибка и предоставленные участниками данные по позиции не могут быть основанием для отклонения заявок.
Материалами дела установлено, что заявка участника закупки N 3(ООО ПКФ"Стройинвест") содержит согласие, а также конкретные значения показателей товаров/материалов, используемых в ходе выполнения работ соответствующие требованиям, установленным аукционной документацией.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В связи с вышеизложенным, аукционная комиссия уполномоченного учреждения признается нарушившей требование ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки N 3 (ООО ПКФ "Стройинвест").
Жалоба ООО ПКФ "Стройинвест" подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено материалами дела, в п. 22Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о предоставлении копий данного свидетельства СРО в составе второй части заявки согласно Приказу Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по следующим видам работ:
- п. 12.8. "Антисептирование деревянных конструкций".
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство СРО).
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Поскольку проектом контракта прямо не предусмотрена обязанность исполнять работы лично/самостоятельно, а также отсутствует запрет привлекать третьих лиц, то подрядчик вправе привлечь для исполнения контракта субподрядчиков, при этом,как указано выше такой подрядчик обязан иметь свидетельство о допуске на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вкачестве генерального подрядчика (пункт "33" Приказа N 624).
Таким образом, в рассматриваемом случае, заказчик/уполномоченное учреждение устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки о допуске копределенным видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, обязаны указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление уполномоченным учреждением/заказчиком в п. 22 Информационной карте аукционной документации требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к определенным видам по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организации, без указания оговорки, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленных в аукционной документации участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в качестве генерального подрядчика, неправомерно и нарушает положения ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
По мнению антимонопольного органа, в случае содержания в перечне выполняемых работ аукционной документации видов работ, по которым требуется наличие свидетельства СРО, заказчик может установить следующие требования к участникам закупки:
- п. 12.8. "Антисептирование деревянных конструкций"
или/и
- п. 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (при этом указать конкретный подвид работ по данному пункту).
2. Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как выше в решении отмечено, во исполнение положений п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе уполномоченным учреждением установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО.
Между тем, в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении данной закупки не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО ПКФ "Стройинвест"на действия аукционной комиссии МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на ремонтные работы МБДОУ Д/с "Василек" (извещение N 0816300014517000169)обоснованной.
2. Признать аукционную (единую) комиссию уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) нарушившей ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать уполномоченное учреждение МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия)/заказчика МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Василек" МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) нарушившимич. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной (единой) комиссии/уполномоченному учреждению МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия)/заказчикуМБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Василек" МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
6. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 июня 2017 г. N 06-521/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017