Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20 июня 2017 г. N гз-366
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила 13.06.2017 г. жалоба ООО "Башмедотходы" (далее - заявитель) на действия заказчика в лице Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Стоматологическая поликлиника N 1 город Уфа при осуществлении закупки N 0301300125417000020 "Оказание услуг по обезвреживанию медицинских отходов класса Б(опасные отходы)и класса В(особо опасные отходы)для нужд ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N1 г.Уфа".
По мнению Заявителя, при осуществлении закупки нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик ограничивает доступ к участию в закупке компании, специализирующиеся на утилизации медицинских отходов сжиганием и другими способами, отличными от нагревания при температуре 180°С в сочетании с перемешиванием, экспозиция 1 час. Пунктом 4 условий оказания услуг установлено требование о наличии: у исполнителя оборудования, имеющего регистрационное удостоверение Росздравнадзора. Указанное требование является избыточным, дискриминационным и коррупциногенным, поскольку в настоящее время отсутствуют нормативные требования по регистрации установок по утилизации медицинских отходов в Росздравнадзоре. Требование п.8 является дискриминационным и избыточным, поскольку в настоящее время отсутствуют нормативные требования по прохождению сотрудников организации, занятой обезвреживанием отходов, проходить повышение квалификации
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация закупке N 0301300125417000020.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В п.1 раздела 2 Техническое задание документации об электронном аукционе заказчиком установлено следующее требование - Обезвреживание медицинских отходов класса Б и В должно производиться путем механической и термической обработки (сжигание не допускается, нагревание при температуре 180°С в сочетании с перемешиванием, экспозиция 1 час). Метод обезвреживания должен обеспечивать полную гибель патогенных вирусов и их спор.
СанПиНом 2.1.7.2790-10 установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами (пункты 1.2., 1.3.).
Согласно пункту 4.21 СанПиНа 2.1.7.2790-10 Отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие). Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах. Выбор метода обеззараживания (дезинфекции) осуществляется при разработке схемы сбора и удаления отходов. Вывоз необеззараженных отходов класса В за пределы территории организации не допускается.
В п.4.10 СанПиНа 2.1.7.2790-10 указано, что Отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.
П.5.9 СанПиНа 2.1.7.2790-10 Термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляется централизованным способом (мусоросжигательный завод). Термическое уничтожение необеззараженных отходов класса Б может осуществляться централизованным способом, в том числе как отдельный участок мусоросжигательного завода.
П. 5.10 СанПиНа 2.1.7.2790-10 При децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В специальные установки размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.
На рассмотрении жалобы в управлении по существу представитель заказчика пояснил, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обезвреживанию медицинских отходов класса Б(опасные отходы) и класса В(особо опасные отходы). В связи с чем, были установлены такие требования.
Исходя из вышеуказанных норм Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 163 понятия обеззараживания и обезвреживания разграничиваются.
На основании вышеизложенного следует, что законодательством Российской Федерации установлено, что обезвреживание медицинских отходов классов Б и В возможно посредством нескольких методов, причем термический метод исключения в виде не допуска сжигания, нагревания при температуре 180°С в сочетании с перемешиванием, экспозиция 1 час - не содержит.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требование п.п. 1, 4, 7 Технического задания не соответствуют вышеуказанным требованиям Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, с учетом положений СанПиНа 2.1.7.2790-10, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что описание объекта закупки не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также влечет за собой ограничение количества потенциальных участников закупки (например, подателя жалобы, оказывающего услуги по утилизации медицинских отходов методом сжигания).
Согласно ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В нарушение ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе пп.2 п 18.2 документации содержит следующее требование - документы или копии документов, подтверждающие:
документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: - наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - Требуется.
В то время, как на выполнение работ по предмету закупки в соответствии с требованиями законодательства, наличие указанной лицензии не требуется, о чем в пояснениях указывает сам заказчик.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Приказа Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу "Башмедотходы" на действия заказчика в лице ГБУЗ Республики Башкортостан Стоматологическая поликлиника N 1 город Уфа при осуществлении закупки N 0301300125417000020 "Оказание услуг по обезвреживанию медицинских отходов класса Б(опасные отходы)и класса В(особо опасные отходы)для нужд ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N1 г.Уфа" обоснованной.
2. Признать Заказчика в лице ГБУЗ Республики Башкортостан Стоматологическая поликлиника N 1 город Уфа нарушившим требования ч.6 ст. 31, п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику в лице ГБУЗ Республики Башкортостан Стоматологическая поликлиника N 1 город Уфа предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N ГЗ-366/17
20 июня 2017 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
на основании своего Решения N ГЗ-366/17 от 20.06.2017 г. и на основании пункта 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Заказчику в лице ГБУЗ Республики Башкортостан Стоматологическая поликлиника N 1 город Уфа при осуществлении закупки и оператору электронной площадки отменить все протоколы составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0301300125417000020 "Оказание услуг по обезвреживанию медицинских отходов класса Б(опасные отходы)и класса В(особо опасные отходы)для нужд ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N1 г.Уфа".
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения п.1 данного предписания, уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе об отмене указанных протоколов.
3. Заказчику в лице ГБУЗ Республики Башкортостан Стоматологическая поликлиника N 1 город Уфа внести изменения в аукционную документацию в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения N ГЗ-366/17 от 20.06.2017 г.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения п.3 данного предписания.
5. Заказчику установить новую дату приема и окончания приема заявок, новую дату проведения аукциона; оператору электронной площадки установить время проведения аукциона, уведомить участников закупки о дате окончания приема заявок, о дате и времени проведения аукциона, о возможности отзыва поданных заявок и подачи вновь, с учетом внесенных изменений в документацию об аукционе.
6. Оператору электронной площадки и Заказчику в лице ГБУЗ Республики Башкортостан Стоматологическая поликлиника N 1 город Уфа завершить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения N ГЗ-366/17 от 20.06.2017 г.
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения.
В пятидневный срок с момента исполнения предписания проинформировать об этом Башкортостанское УФАС России с приложением копий документов, подтверждающих данный факт.
Неисполнение настоящего предписания в установленный срок влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.
Настоящее предписание может быть обжаловано в 3-месячный срок. Настоящее предписание может быть обжаловано в 3-месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20 июня 2017 г. N гз-366
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017