Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 июня 2017 г. N 07-24-6550эп/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобуООО "СДС ПроектСтрой" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "16 Центральный научно-исследовательский испытательный ордена Красной Звезды институт имени маршала войск связи А.И. Белова" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении путем ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на ремонт кровли, стен, наружного освещения, замена окон, ремонт ворот, отмоски гаража на 30 м, склад ВТИ и ЛК в том числе гараж (извещение N 0348100097917000004на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 22.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта -7 096 360,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 08.06.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -13.06.2017;
5) дата проведения Аукциона - 16.06.2017;
6) на участие в Аукционе подано7 заявокот участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено2 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
1. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 13.06.2017 N 0348100097917000004 (далее - Протокол) Заявителю (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
На основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с тем, что заявка, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе по позиции N3 "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1", участник закупки указывает "Усилие, прикладываемое к створкам (полотнам) изделий для их открывания: К створкам 30 Н, К полотнам 47 Н.", тем самым УРЗ не представил конкретное значение параметра; по позиции N29 "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 2", участник закупки указывает "Исполнение оконного блока: морозостойкое. Группа используемых уплотнителей: III. Температурный предел хрупкости уплотнителей: минус 45 °С.", что не соответствует требованиям ГОСТ 23166, ГОСТ 30778, ГОСТ 31362. В соответствии с ГОСТ 23166 для оконных блоков морозостойкого исполнения контрольная нагрузка при испытаниях изделий или комплектующих материалов и деталей должна быть не выше минус 55°С, а в соответствии с ГОСТ 31362 для уплотнителей группы III температура замораживания при испытаниях должна быть не выше не выше минус 45°С".
На заседании комиссии установлено, что в документации об Аукционе установлена характеристика товара "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1"с показателем: "Усилие, прикладываемое к створкам (полотнам) изделий для их открывания, не должно превышать"созначениями"50 Н".
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что участник закупки в соответствиис ГОСТ 23166-99указал для товара: "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1"по показателю"Усилие, прикладываемое к створкам (полотнам) изделий для их открывания, не должно превышать",для створок значение 30 Н, для полотен 47 Н,таким образом данные соответствуют заявленным требованиям.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что по товару "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 2" Заказчик установил показатели "Исполнение оконного блока должно бытьнормальное или морозостойкое", "Группа используемых уплотнителей I/II/III/IV", "Температурный предел хрупкости уплотнителей не выше минус 45С."
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что участник закупки в соответствиис ГОСТ30778 по товару "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 2"показатели "Исполнение оконного блока: морозостойкое" Группа используемых уплотнителей: III. Температурный предел хрупкости уплотнителей: минус 45°С", что соответствует требованиямдокументации об Аукционе.
В документации об Аукционе установлено, что товар "Пена монтажная тип 1" должен соответствовать ГОСТ 8736-93. В соответствии с пунктом 4.3.2 ГОСТ 8736-93 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности, указанным в таблице 1:
Более того, Комиссия установила, что указанные показатели являются излишними требованиями, предъявляемыми к участникам закупки, так как находятся в разделах ГОСТов, которые становятся известными при проведении испытаний и исследований товаров.
Таким образом, Аукционная комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Заявителя.
2. В соответствии с Протоколом участнику закупки (порядковый номер 6) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "На основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с тем, что заявка, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе по позициям: N1 "Пена монтажная тип 1", участник закупки указывает "Температура применения: +5 °C.", что не соответствует требованиям аукционной документации. В соответствии с аукционной документацией и инструкцией по предоставлению сведений о конкретных показателях используемых материалов, участник закупки должен предоставить диапазон значений, не включая крайние значения. (В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "температура применения", то участнику закупки необходимо предоставить диапазон значений, не включая крайние значения.); N3 "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1", участник закупки указывает "Класс звукоизоляции в режиме проветривания: А. Снижение воздушного шума потока городского транспорта: 35 дБА.", что не соответствует требованиям ГОСТ 23166. В соответствии с ГОСТ 23166 снижение воздушного шума потока городского транспорта для класса звукоизоляции в режиме проветривания: А должно быть свыше 36 дБА.; N3 "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1", участник закупки указывает "Класс сопротивления ветровой нагрузке: Б. Сопротивление ветровой нагрузке должно быть: 1000 Па.", что не соответствует требованиям ГОСТ 23166. В соответствии с ГОСТ 23166 сопротивлению ветровой нагрузке - 1000 Па соответствует класс: А.; N3 "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1", участник закупки указывает "Предельное отклонение сечения уплотнителя: +1,0 мм.", что не соответствует требованиям аукционной документации. В соответствии с аукционной документацией и инструкцией по предоставлению сведений о конкретных показателях используемых материалов, участник закупки должен предоставить диапазон значений, не включая крайние значения. (В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "отклонение", то участнику закупки необходимо предоставить диапазон значений, не включая крайние значения.); N3 "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1", участник закупки указывает "Группа используемых уплотнителей: I. Подгруппа по твердости должна быть: а. Температурный предел хрупкости уплотнителей: минус 45 С.", что не соответствует требованиям ГОСТ 30778. В соответствии с ГОСТ 30778 температурный предел хрупкости уплотнителей группы:I, подгруппы: а, должен быть не выше минус 50
С.; N4 "Электроды тип 1", участник закупки указывает "Электроды со средним покрытием. диаметр стержня электрода: 4,0 мм. разность толщины покрытия в противоположных участках электрода: 0,28 мм.", что не соответствует требованиям ГОСТ 9466. В соответствии с ГОСТ 9466 разность толщины покрытия в противоположных участках электрода для электродов диаметром 4,0 мм со средним покрытием не должна превышать 0,26 мм.;N4 "Электроды тип 1", участник закупки указывает "Вид покрытия: с основным покрытием. обозначение вида покрытия: А.", что не соответствует требованиям ГОСТ 9466. В соответствии с ГОСТ 9466 виду покрытия: с основным покрытием соответствует обозначение: Б. ; N28 "Швы монтажные оконные тип 2", участник закупки указывает "Класс основных эксплуатационных характеристик должен быть: 1. Предел водонепроницаемости: 250 Па.", что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52749. В соответствии с ГОСТ Р 52749 предел водонепроницаемости для класса основных эксплуатационных характеристик: 1 должен быть Свыше 600.; N28 "Швы монтажные оконные тип 2", участник закупки указывает "Класс основных эксплуатационных характеристик должен быть: 1. Деформационная устойчивость: 10 %.", что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52749. В соответствии с ГОСТ Р 52749 деформационная устойчивость для класса основных эксплуатационных характеристик: 1 должна быть 15 и выше".
В документации об Аукционе установлено, что по товару "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1" установлена требуемая характеристика "Класс звукоизоляции в режиме проветривания от ВП", "Снижение воздушного шума потока городского транспорта от 34дБА."
В соответствии с ГОСТ 23166 (п.4.7.3) установлено:
По показателю звукоизоляции изделия подразделяют на классы со снижением воздушного шума потока городского транспорта:
|
|
|
|
|
|
|
А - |
изделия со |
снижением |
воздушного |
шума |
свыше |
36 дБА; |
Б - |
" |
" |
" |
" |
34-36 |
дБА |
В - |
" |
" |
" |
" |
31-33 |
" |
Г - |
" |
" |
" |
" |
28-30 |
" |
Д - |
" |
" |
" |
" |
25-27 |
" |
Изучив заявку участника закупки с порядковым номером 6 Комиссия установила, что участником закупки предложен товар"Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1"с показателем Класс звукоизоляции в режиме проветривания: А. и показатель Снижение воздушного шума потока городского транспорта: 35 дБА, что не соответствует требованиям ГОСТ 23166.
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Закупки не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, так как исходя из инструкции участнику закупки необходимо представить конкретный показатель, что не соответствует ГОСТ 23166 и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Изучив документацию, Комиссия установила, что по товару "Оконные блоки из ПВХ профилей тип 1" Заказчиком установлено "Класс сопротивления ветровой нагрузке Б/А", "Сопротивление ветровой нагрузке должно быть более 950"
В своей заявке, участник закупки под номером 6 указал: Класс сопротивления ветровой нагрузке: Б. Сопротивление ветровой: 1000 Па".
Более того, Комиссией установлено, что предъявлять такие требования к участникам закупки неприемлемо, так как данные показатели содержатся в дополнительных приложениях указанного ГОСТа, которые могут быть установлены только путём проведения испытаний или исследований.
Аналогичным образом установлены показатели: "Предельное отклонение сечения уплотнителя: +1,0 мм." "Температурный предел хрупкости уплотнителей", "Предел водонепроницаемости", "Деформационная устойчивость: 10 %", в нарушение норм Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки Заявителя и заявкис порядковым номером 6 от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком установленыпоказатели и требования к товарам, ограничивающие число участников закупки, так например:"Предел водонепроницаемости при рабочем сжатии должен быть", "Предельное отклонение по толщине при полном расширении", "Условная прочность при растяжении должна быть", "Относительное удлинение при разрыве не менее", "Время восстановления формы (толщины) до значения рабочего расширения при температуре плюс 20 °С должно быть равно", "Сопротивление сжатию при 50%-ной деформации, не менее", "Относительное удлинение при разрыве".
Кроме того, аналогичным образом Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования, которые ограничивают количество участников закупки, например, с установленными показателями: Предельное отклонение сечения уплотнителя", "Условная прочность уплотнителей при растяжении должна быть", "Относительное удлинение уплотнителей при разрыве", "Сопротивление нагрузке, приложенной к ограничителю угла открывания в режиме проветривания"
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СДС ПроектСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 20.06.2017 N 07-24-6550эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 июня 2017 г. N 07-24-6550эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017