Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 5 июля 2017 г. N 197-м/17
Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2017 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председателя Комиссии: И.В. Поткина;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова, Т.А. Филатова,
в присутствии представителей заказчика: администрации сельского поселения Веселовский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области - Лазарева С.В. (глава сельского поселения), Шалаевой С.В.,
в отсутствие представителей заявителя: ООО "Баштеплопром",
рассмотрев жалобу ООО "Баштеплопром" на действия единой комиссии заказчика - администрации сельского поселения Веселовский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту (системы отопления) здания МБУК "ПЦКД" д.Веселая (реестровый номер 0146300037517000002) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 29.06.2017 поступила жалоба ООО "Баштеплопром" на действия единой комиссии заказчика - администрации сельского поселения Веселовский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В своей жалобе заявитель указывает, что его заявка на участие в электронном аукционе единой комиссией заказчика неправомерно была признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о проведении электронного аукциона по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона. Более того, заявитель считает, что заказчиком в аукционной документации неправомерно было установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно пункту 3 части 11 статьи 105 вышеуказанного закона, жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией (реестровый номер 0146300037517000002) дата и время окончания срока подачи заявок - 21.06.2017 16:00.
Жалоба, в которой одним из доводов заявителя является обжалование положений аукционной документации (относительно неправомерного установления заказчиком требования о наличии у участников закупки свидетельства СРО), заявителем была подана в Липецкое УФАС России 29.06.2017, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе, вследствие чего, данный довод не подлежит рассмотрению Комиссией Липецкого УФАС России в рамках дела N197м/17.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы заявителя и пояснили, что заявка заявителя была правомерно признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о проведении электронного аукциона по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона, предоставили письменные возражения по доводу жалобы.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Распоряжением администрации сельского поселения Веселовский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 14.06.2017 N13-р принято решение о проведении электронного аукциона.
Документация об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту (системы отопления) здания МБУК "ПЦКД" д.Веселая и извещение (реестровый номер 0146300037517000002), размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что заказчиком в п.1.8.3 Информационной карты электронного аукциона установлено аналогичное требование к участникам закупки.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что в п.3.3 Информационной карты электронного аукциона установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе. Так, "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: _5) копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: - копия свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации, (в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624): пункт 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п.п. 33.3. "Жилищно-гражданское строительство"; Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, по которому участник закупки вправе заключать договоры по осуществлению организации работ, стоимостью по одному договору не ниже предложения о цене контракта участника закупки".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.06.2017 N0146300037517000002-3, единой комиссией рассматривались вторые части 9 заявок, поданных на участие в электронном аукционе, по результатам рассмотрения которых, было принято решение отклонить заявку заявителя, с порядковым номером 2, по причине: "_В составе второй части заявки участником закупки не предоставлен документ, подтверждающий соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ, а именно не представлено свидетельство о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, на основании п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона N44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным п.3.2., 3.3., 3.4. части III "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе, которые предусмотрены п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ".
В силу ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 6 данной нормы установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Проанализировав заявку заявителя с порядковым номером 2, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что она не содержит копию свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что копии документов, содержащиеся в заявке заявителя на участие в электронном аукционе с порядковым номером 2, представлены не в полном объеме, который предусмотрен пунктом 3.3 Информационной карты электронного аукциона аукционной документации.
В связи с чем, действия единой комиссии заказчика по отклонению заявки заявителя с порядковым номером 2 по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона, являются правомерными.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки, в рамках рассмотрения жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлено нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Как было вышеизложено, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч. 1, ч. ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1.8.3 Информационной карты электронного аукциона заказчиком установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, как было вышеизложено, в п.3.3 Информационной карты электронного аукциона заказчиком установлены следующие требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе: "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: _5) копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ: - копия свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации, (в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624): пункт 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п.п.33.3. "Жилищно-гражданское строительство"; Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, по которому участник закупки вправе заключать договоры по осуществлению организации работ, стоимостью по одному договору не ниже предложения о цене контракта участника закупки".
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день утверждения аукционной документации) (далее по тексту- ГрК РФ), лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч.2 ст.52 ГрК РФ, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
В соответствии с ч.3.1 ГрК РФ, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с п.14.2 ст.1 ГрК РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с п.1 ст.743 ГрК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
На заседании Комиссии Липецкого УФАС России установлено, что смета (Приложение к аукционной документации) не содержит видов работ, отнесенных Перечнем к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Кроме того установлено, что выполнение работ, являющихся предметом закупки, представляет собой выполнение капитального ремонта системы отопления здания МБУК "ПЦКД" д.Веселая, не связанного с изменением конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, в связи с чем, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения.
При рассмотрении вопроса о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, Комиссия Липецкого УФАС России, исходя из обстоятельств дела, установила, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки и не привели к ущемлению прав и законных интересов заявителя, поскольку установление заказчиком в аукционной документации требований к участникам закупки о наличии свидетельства СРО не помешало заявителю подать заявку на участие в рассматриваемом аукционе, содержащую, в том числе, согласие об условиях аукционной документации.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Баштеплопром" на действия единой комиссии заказчика - администрации сельского поселения Веселовский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту (системы отопления) здания МБУК "ПЦКД" д.Веселая (реестровый номер 0146300037517000002) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду того, что данные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ И.В. Поткина
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ Т.А. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 5 июля 2017 г. N 197-м/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017