Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 28 июня 2017 г. N 04-50/184-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<______________..>
в присутствии:
представителя МБОУ "Ново- Горхонская средняя общеобразовательная школа" - <_> (доверенность от 24.05.2017 б/N),
в отсутствие представителей ООО "Недра Сибири", ИП Куркина О.Г., ИП Варламовой И.С., уведомленных надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобы ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель 1, Общество) (вх. от 21.06.2017 N 3757), ИП Куркина О.Г. (далее - Заявитель 2) (вх. от 22.06.2017 N 3777) и ИП Варламовой И.С. (далее - Заявитель 3) (вх. от 22.06.2017 N 3782) на действия заказчика - МБОУ "Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт МБОУ "Ново-Горхонская СОШ", с реестровым номером - 0302300134817000001 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
По мнению Заявителя 1, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют сроки оформления окончательных результатов приемки выполненных работ по контракту;
2. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе положения Инструкции по заполнению заявки не конкретизируют какие слова и словосочетания, используемые при описании объекта закупки Заказчиком, не должны допускать разночтения или двусмысленности толкования, какие значения показатели товаров являются неизменяемыми, какие изменения показатели должны быть представлены в заявке конкретно, какие значения показателей должны быть представлены в виде диапазонного значения;
3. По позиции 19 "Олифа" предусмотрено требование к времени высыхания до степени 3, при этом температура указана не в соответствии с действующим ГОСТом - (20+2)0С, тогда как пунктом 6 таблицы 2 ГОСТ 32389-2013 установлена температура высыхания (202)0С.
4. По позициям Технического задания "Бруски", "Пароизоляционный материал", "Краска", "Электроды", "Теплоизоляционные плиты", "Трубы стальные" Заказчик требует указать химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании изложенного просит приостановить определение подрядчика, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, привлечь Заказника и должностных лиц Заказчика к административной ответственности, провести внеплановую проверку действий закупочной комиссии Заказчика.
По мнению ИП Куркина О.Г., документация об аукционе содержит ряд нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
1. Документация об аукционе содержит недостоверные сведения, поскольку Инструкция по заполнению заявки отсылает на Приложение N 4 к проекту контракта, которого нет.
Требования к материалам отражены в приложении N 1 к проекту контракта.
2. Согласно Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления Заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Исходя из установленного в пункте 1 Приложения N 1 к проекту контракта "Болты" требования к шагу резьбы (крупный - 3,0 мм, мелкий - 2,0 мм) Заказчику требуется болт с размером "под ключ" в диапазоне от 36 мм до 46 мм, значение показателя "высота головки" в диапазоне от 15,0 мм до 18,7 мм, минимальное значение показателя "диаметр описанной окружности" - 39,6 мм.
Вместе с тем Заказчиком, помимо показателей, соответствующих заданному шагу резьбы, определены показатели, которые заданным требованиям не соответствуют, а именно: размер "под ключ" - 34 мм, высота головки - 22,5 мм, диаметр описанное окружности - 37,3 мм.
Таким образом, Заявитель 2 считает, что Заказчик, установив в аукционной документации требования к материалам, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям государственного стандарта показатели, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения содержат пункты 3 и 5 Приложения N 1 к проекту контракта.
3. Требование, установленное к толщине брусков обрезных, противоречат ГОСТ 18288-87, согласно которому бруском является пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
4. В пункте 6 Требований к материалам установлено требование к показателю массы 100 шт. гвоздей проволочных. Вместе с тем, ГОСТ 9870-61, регулирующим стандарты качества гвоздей проволочных, такой показатель как масса 1000 шт. гвоздей не используется, указанным стандартом регламентируется только требования к показателю теоретической массы гвоздей.
Аналогичное нарушение содержат пункты 7, 8, 9 Требований к материалам.
5. В нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком незаконно установлено требование о представлении конкретных показателей по Электродам, поскольку электрод - это составная расходуемая часть оборудования, с помощью которого выполняются сварочные работы.
На основании изложенного просит провести внеплановую проверку, признать положения документации нарушающими Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
ИП Варламова И.С. считает, что в Требованиях к материалам незаконно установлено требование к толщине брусков обрезных в 125 мм, поскольку данная величина противоречит ГОСТ 18288-87, согласно которому бруском является пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
На основании изложенного просит приостановить закупку, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласилась, представили пояснения согласно письменного отзыва, просила признать жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
07 июня 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N 0302300134817000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 981 542, 60 рублей.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, согласно Приложению N 1 к проекту контракта Заказчиком установлены следующие требования к товару:
-Болты должны быть с полной резьбой, с шагом резьбы крупным 3,0 мм или мелким 2,0 мм; диаметр стержня от 24 мм и более; размер "под ключ" не менее 34 мм и не более 46 мм; высота головки от 15,0 мм до 22,5 мм; диаметр описанной окружности не менее - 37,3 мм; диаметр отверстия в стержне не менее 5,0 мм, длина болта более 40 мм. В соответствии с действующим ГОСТом на товар
- Пиломатериалы хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, I, II сорта.Нормы ограничения по порокам: покоробленность продольная по пласти и кромки, крыловатость (стрела прогиба в долях длины пиломатериала) не более 0,4%, покоробленность поперечная (стрела прогиба в долях ширины пиломатериала) не более 2,0 %. Соответствовать действующему ГОСТу на товар.
-Пиломатериалы хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100,125 мм, II сорта. Нормы ограничения по порокам: покоробленность продольная по пласти и кромки, крыловатость (стрела прогиба в долях длины пиломатериала) не более 0,4%, покоробленность поперечная (стрела прогиба в долях ширины пиломатериала) не более 2,0 %. Соответствовать действующему ГОСТу на товар.
- Гвозди проволочные оцинкованные для асбестоцементной кровли диаметр стержня не более 4,5 мм длина гвоздя не более 120 мм, массой не менее 10,93 кг (масса 1000 шт. гвоздей). В соответствии с действующим ГОСТом на товар.
- Гвозди длиной от 25 до 50 мм, масса от 0,183 до 0,967 кг (масса 1000 круглых гвоздей). В соответствие с действующим ГОСТом на товар. Гвозди толевые должны быть круглые размером: диаметром более 2,5 мм, массой не более 2,23 кг (масса 1000 круглых гвоздей). В соответствие с действующим ГОСТом на товар.
- Пароизоляционный материал должен применяться для защиты утеплителя и других элементов строительной конструкции от насыщения парами воды изнутри помещения в зданиях всех типов.Размер: 43750х1600мм; Средняя плотность: более 60 г/кв.м. Состав: 100 % полипропилен; Разрывная нагрузка (прод./попер.) Н/5 см: не менее 130/107; Сопротивление паропроницанию: не более 8 м2час Па/мг; Водоупорность мм.вод.ст: не более 1200; Степень перетира, не более 80 мкм. Укрывистость невысушенного покрытия, от 165 до 235г/м в зависимости от цвета. Время высыхания до степени 3 при (20
2)°С, ч, не более 24. Стойкость покрытия к статическому воздействию воды при (20
2)°С, не менее 0,5 ч, Условная светостойкость пленки, не менее 2 часов. Цвет: розово-бежевая, светло-бежевая или светло-серая.
- Электроды должны быть предназначены для ручной дуговой сварки конструкций из углеродистых сталей, содержание углерода в которых не превышает 0,25%. Номинальный диаметр электрода более 2,5 мм, номинальная длина от 300 мм до 450 мм, длина зачищенного от покрытия конца 20-30 мм, разность толщин покрытия от 0,12 мм до 0,3 мм. В соответствие с действующим ГОСТом на товар.
- Теплоизоляционные плиты Размер: 1000х500хот 30 мм до 200 мм; Плотность: не менее 110 кг/м3; Теплопроводность при температуре (398+5) К: не более 0,050 Вт/(м*К); Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации: не менее 20 кПа; Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации после сорбционного увлажнения: не менее 15 кПа; Влажность: не более 1% по массе; Группа горючести - негорючие НГ. В соответствие с действующим ГОСТом на товар.
- Плиты теплоизоляционные перлитоцементные Размер: 500х500х от 50 мм до 100 мм; Плотность: не более 300 кг/м3; Теплопроводность при температуре (25+5)оС: не более 0,081 Вт/(м*К); Предел прочности при изгибе - не менее 0,21 МПа; Линейная температурная усадка при 600 С - не более 2 %;Влажность - не более 30 % по массе.
- Трубы стальные электросварные прямошовные Наружный диаметр -не более 95 мм; Толщина стенки - не менее 3 мм; Масса 1 м - от 6,30 до 7,8 кг;
Марка стали - Ст3сп или Ст3пс; Временное сопротивление разрыву - не менее 372 Н/мм2; Предел текучести - не менее 216 Н/мм2; Относительное удлинение -не менее 19 %. В соответствие с действующим ГОСТом на товар.
1. Согласно Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления Заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участник закупки должен указать свое предложение, не должны:
- Позволять участникам закупки указать в своих заявках значение, которые противоречат требованиям Стандарта, например, значение-5 единиц;
- Вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значение, например, от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, но в свою очередь, противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Исходя из установленного в пункте 1 Приложения N 1 к проекту контракта "Болты" требования к шагу резьбы (крупный - 3,0 мм, мелкий - 2,0 мм) Заказчику требуется болт с размером "под ключ" в диапазоне от 36 мм до 46 мм, значение показателя "высота головки" в диапазоне от 15,0 мм до 18,7 мм, минимальное значение показателя "диаметр описанной окружности" - 39,6 мм.
Вместе с тем Заказчиком, помимо показателей, соответствующих заданному шагу резьбы, определены показатели, которые заданным требованиям не соответствуют, а именно: размер "под ключ" - 34 мм, высота головки - 22,5 мм, диаметр описанное окружности - 37,3 мм.
Таким образом, Заказчик, установив в аукционной документации требования к материалам, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям государственного стандарта показатели, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения содержат пункты 3 и 5 Приложения N 1 к проекту контракта.
Требование, установленное к толщине брусков обрезных, противоречат ГОСТ 18288-87, согласно которому бруском является пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
В пункте 6 Требований к материалам установлено требование к показателю массы 100 шт. гвоздей проволочных. Вместе с тем, ГОСТ 9870-61, регулирующим стандарты качества гвоздей проволочных, такой показатель как масса 1000 шт. гвоздей не используется, указанным стандартом регламентируется только требования к показателю теоретической массы гвоздей.
Аналогичное нарушение содержат пункты 7,9 Требований к материалам.
Таким образом, Заказчик, установив в аукционной документации требования к материалам, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям государственного стандарта показатели, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 и пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Приложение N 1 к проекту контракта содержит требования к материалам, показатели которых могут быть определены только по результатам испытаний определенной партии готовой продукции, например, по позициям:
- Бруски обрезные. крыловатость (стрела прогиба в долях длины пиломатериала) не более 0,4%, покоробленность поперечная (стрела прогиба в долях ширины пиломатериала) не более 2,0 %. Соответствовать действующему ГОСТу на товар.
- Пароизоляционный материал Средняя плотность: более 60 г/кв.м. Разрывная нагрузка (прод./попер.) Н/5 см: не менее 130/107; Сопротивление паропроницанию: не более 8 м2час Па/мг; Водоупорность мм.вод.ст: не более 1200;
- Краска. Степень перетира, не более 80 мкм. Укрывистость невысушенного покрытия, от 165 до 235г/м в зависимости от цвета. Условная светостойкость пленки, не менее 2 часов.
- Электроды содержание углерода в которых не превышает 0,25%.
- Теплоизоляционные плиты. Плотность: не менее 110 кг/м3; Теплопроводность при температуре (398+5) К: не более 0,050 Вт/(м*К); Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации: не менее 20 кПа; Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации после сорбционного увлажнения: не менее 15 кПа; Влажность: не более 1% по массе;
- Трубы стальные электросварные прямошовные. Временное сопротивление разрыву - не менее 372 Н/мм2; Предел текучести - не менее 216 Н/мм2; Относительное удлинение -не менее 19 %.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, следовательно, установленные показатели не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, которые определяются опытным путем (испытания), нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признается обоснованным довод ООО "Недра Сибири" о нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку положения Инструкции по заполнению заявки не конкретизируют какие слова и словосочетания, используемые при описании объекта закупки Заказчиком, не должны допускать разночтения или двусмысленности толкования, какие значения показатели товаров являются неизменяемыми, какие изменения показатели должны быть представлены в заявке конкретно, какие значения показателей должны быть представлены в виде диапазонного значения.
4. Кроме того, при описании требований к значению времени высыхания до степени 3, при этом температура указана не в соответствии с действующим ГОСТом - (20+2)0С, тогда как пунктом 6 таблицы 2 ГОСТ 32389-2013 установлена температура высыхания (202)0С.
5. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком незаконно установлено требование о представлении конкретных показателей по Электродам, поскольку электрод - это составная расходуемая часть оборудования, с помощью которого выполняются сварочные работы.
6. Не нашел своего подтверждения довод жалобы ООО "Недра Сибири" об отсутствии сроков оформления окончательных результатов приемки выполненных работ по контракту, поскольку в разделе 9 проекта контракта определены как сроки уведомления генеральным подрядчиком о начале приемки выполненных работ, так и сроки приемки Заказчиком предоставленных результатов, предусмотренных контрактом.
7. Признается необоснованным довод ИП Куркина О.Г. о наличии в документации об аукционе недостоверных сведений, поскольку Инструкция по заполнению заявки отсылает на Приложение N 4 к проекту контракта, которого нет.
Как следует из пояснений Заказчика, при формировании документации была допущена техническая ошибка, Допущенная техническая опечатка не ввела и не могла ввести в заблуждение участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобы ООО "Недра Сибири" и ИП Куркин О.Г. на действия Заказчика при проведении закупки N 0302300134817000001 частично обоснованной;
2. Признать жалобу ИП Варламовой И.С. обоснованной;
3. Признать Заказчика и Уполномоченный орган нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1, части 3 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;
5. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 28 июня 2017 г. N 04-50/184-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017