Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 29 июня 2017 г. N ЖМ-90/2017
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. -вриоруководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М.- начальника отдела контроля закупок; Ефановой В.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей от:
муниципального заказчика: Шутриной Татьяны Александровны, действующей по доверенности N 20 от 28 06.2017, Выриковой Валерии Валерьевны, действующей по доверенности N 19 от 28.06.2017, Ляшко Ольги Владимировны, действующей подоверенности N 21 от 28.06.2017, Зотовой Ирины Ивановны, действующей по доверенности N 22 от 28.06.2017;
уполномоченного органа: Лукьянчук Дмитрия Леонидовича, на основании прав по должности;
в отсутствии заявителя жалобы (лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом),
(Лицам, присутствующему на заседании разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России от ООО "Перспектива"жалобуна положения аукционной документации, при осуществлении муниципальным заказчиком - Муниципальным общеобразовательным автономным учреждением "Средняя общеобразовательная школа с. Кундур" (далее - МОАУ "СОШ с. Кундур")и уполномоченным органом - Администрацией Архаринского районазакупке в форме электронного аукциона на выполнение работ по усилению несущих конструкций здания МОАУ "СОШ с. Кундур", объявленной извещениемN 0123300037017000019 от 06.06.2017 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, наущающейпо мнению заявителя, положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Из жалобы заявителя следует чтов нарушение Закона о контрактной системе:
- в документации присутствует указание на товарные знаки без сопровождения ссылкой "или эквивалент" и параметров эквивалентности (позиции 83,94,95,96 Ведомости потребных ресурсов);
- в документации и извещении о проведении аукциона не установлены требования о необходимости представления участником закупки в составе заявки свидетельства о допуске к определенным видам работпо строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - СРО) и не указание перечня видов работ, для выполнения которых необходим допуск СРО;
- в проекте контракта не содержатсяпороговые размеры штрафа, в виде ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение подрядчиком обязанностей по контракту.
Заявитель жалобы просит признать в действиях уполномоченного органа и заказчика нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Из поступившего в Амурское УФАС России от уполномоченного органа возражения на жалобу, следует, что требования заявителя указанные в жалобе по первому и второму доводу уполномоченный орган считает необоснованными, документация о проведении электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и потребностью заказчика, в отношении третьего довода жалобы ссылается на техническую ошибку, возникшую при одновременной подготовке множественного количества документации.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России,заслушав представителейсторон по делу, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя внеплановую проверку закупки, установила следующее.
Уполномоченным органом - АдминистрациейАрхаринского района на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300037017000019 от 06.06.2017 на выполнение работ по усилению несущих конструкций здания МОАУ "СОШ с. Кундур". Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Заказчиком размещенной закупки является - МОАУ "СОШ с. Кундур"
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 13 042 818,48 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 22.06.2017 12:00.Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 22.06.2017.Дата и время проведения аукциона в электронной форме 26.06.2017.
|
|
Довод заявителя об установлении в описании объекта закупки требований к конкретному товарному знаку без указания на возможность поставки эквивалента (позиции 83 ,94 ,95 ,96, указанные в ведомости потребных ресурсов, являющейся приложением к обоснованию начальной максимальной цены и размещен вместе с документацией) признан Комиссией Амурского УФАС России обоснованным в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В случае, если документация содержит указание на товарный знак, документация о закупке должна содержать условие о возможности использования эквивалента.
Уполномоченным органом в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, являющихся предметом контракта, без возможности поставки эквивалента, а именно:
в разделе "Технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара, используемого при выполнении работ" Технического задания содержатся следующие указания:
- позиция 38 "Герметик строительный <RDPRO>, 300 мл;
-позиция 39 "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл";
-позиция 74 "Вата минеральная <ISOVER>";
- позиция80 "Клей для приклеивания минеральной ваты типа "BOLIX ZW".
При этом в ходе внеплановой проверки выявлено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системев разделе "Технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара, используемого при выполнении работ" технического задания не все позиции содержат максимальные и (или) минимальные значений, а также показатели, которые не могут изменяться, заменены заказчиком ссылкой на ГОСТы. Участник закупки не вправе указывать ссылки на ГОСТы, поскольку такие сведения в первой части заявки не являются конкретными показателями требуемой заказчиком продукции (Соответствующая позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2016 г. N Д28и-249).
Довод заявителя об отсутствии в документации и извещении о проведении аукциона перечня видом работ, на выполнение которых свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - СРО) является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласнопункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Запрет на привлечение субподрядчиков в документации не установлен.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ, определенные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрены пунктом 33 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 N624.
В силу части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пункт 14 документации об электронном аукционе содержит требование о предоставлении в составе заявки копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, являющихся предметом закупки.
Условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с Перечнем. Не указание конкретного вида работ может привести к неверному толкованию требований, предъявляемых к участникам закупки, что в свою очередь ведет к ограничению круга участников.
Уполномоченным органом в нарушении части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в аукционной документацияне указано конкретного перечня работ, для выполнения которых необходим допуск СРО.
Довод заявителя о неправомерном не указании в проекте контракта порогового размера штрафа цены контракта является обоснованным в виду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 указанных Правил в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 10 процентов цены контракта.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Уполномоченным органов в нарушении части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта по рассматриваемой закупке, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установлена ответственность за ненадлежащее исполнение/неисполнение контракта, не соответствующее требованиям Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 N 1063.
Указанные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобуООО "Перспектива",руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в документации об аукционе в электронной форме товарных знаков без сопровождения словами "или эквивалент", а также отсутствии параметров эквивалентности;
- части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии в документации об электронном аукционе конкретного перечня работ, для выполнения которых необходим допуск СРО;
- части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившимся в установление ответственности за ненадлежащее исполнение/неисполнение контракта, не соответствующее требованиям Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 N 1063;
- части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившийся в не установлении максимальных и (или) минимальных значений показателей товара.
3. Выдать уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
В.Ю.Ефанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 29 июня 2017 г. N ЖМ-90/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017