Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 мая 2017 г. N 08-01-254
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от подателя жалобы - ООО "Торговый дом "ВИАЛ" представители не явились, уведомлено надлежащим образом;
от заказчика - ФГБУ "СФБМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России: Скороходовой Ксении Игоревны (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика - ФГБУ "СФБМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N0351100002917000148 на организацию поставки лекарственных средств (3 наименования), размещен в ЕИС 26.04.2017 г., начальная (максимальная) цена контракта 9 352 798 рублей 20 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Торговый дом "ВИАЛ" с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "СФБМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N0351100002917000148 на организацию поставки лекарственных средств (3 наименования).
Суть жалобы заключается в следующем. По мнению подателя жалобы, описание объекта закупки по данному электронному аукциону не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ, в частности, установленным заказчиком требованиям к лекарственным средствам, о том, что препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 90% от введенной дозы, об отсутствии ограничений к применению у пациентов пожилых (старше 65 лет), а также страдающих аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом, в совокупности соответствует единственный из зарегистрированных в Российской Федерации препаратов - "Ультравист" производства "Байер Шеринг Фарма" АГ", Германия, что ограничивает количество участников закупки, в том числе и производителей взаимозаменяемых по МНН препаратов.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, заказчик включил в описание объекта закупки незаконное требование о поставке лекарственного препарата в картриджах, что также ограничивает количество участников закупки, и является нарушением п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что аукционная документация, размещенная в ЕИС, содержит нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" от заказчика - ФГБУ "СФБМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России поступили следующие возражения.
Заказчик установил требования к лекарственным препаратам с МНН "Йопромид" в соответствии со своими потребностями, указав следующие терапевтически значимые характеристики: "отсутствие ограничений к применению у пациентов пожилых (старше 65 лет), а также страдающих аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом".
Заказчик сообщил, что около 25 % от общего количества всех выполненных в 2016 году контрастных томографических исследований выполнено пациентам 65 лет и старше; 36 % от всех выполненных в 2016 году рентгенэндоваскулярных вмешательств выполнено пациентам в возрасте 65 лет и старше; заказчику очень часто поступают пациенты с почечной недостаточностью и заболеваниями сердца и сосудов. При этом к заказчику в силу его компетенции и государственного задания на наиболее высокотехнологичные виды медицинской помощи поступают наиболее тяжелые пациенты с наиболее сложными пороками, сопутствующими заболеваниями и наиболее высоким риском осложнений. Поэтому заказчик обязан использовать медицинские технологии, снижающие вероятность осложнений и, как следствие, улучшающие прогноз для пациента, снижающие государственные затраты на лечение осложнений и увеличивающие оборачиваемость койки с целью сокращения периода ожидания вмешательства.
Рентгенэндоваскулярные вмешательства используются в деятельности заказчика часто при экстренных вмешательствах у пациентов с острым коронарным синдромом или у пациентов с нарушением мозгового кровообращения, при которых достоверно оценить анамнез пациента, включающий аутоиммунные заболевания, заболевания алкоголизмом или наличие почечной недостаточности не представляется возможным. В соответствии с положениями Приказа Минздрава России от 07.07.2015 г. N422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" назначение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний.
Учитывая изложенное, указанные в аукционной документации требования к закупаемому лекарственному препарату с МНН "Йопромид" не являются ограничениями конкуренции, поскольку продиктованы потребностями заказчика, не имеющего другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании изложенного, заказчик считает доводы, изложенные в жалобе, необоснованными.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе аукционной документации было установлено, что заказчиком установлено требование к лекарственным средствам с МНН "Йопромид" о том, что препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 90% от введенной дозы, об отсутствии ограничений к применению у пациентов пожилых (старше 65 лет), а также страдающих аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом, в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, исходя из фактических потребностей медицинского учреждения, поскольку не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание объекта закупки.
Таким образом, доводы подателя жалобы относительно неправомерного установления заказчиком в аукционной документации требований к лекарственному препарату с МНН "Йопромид", которым соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультравист", о том, что препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 90% от введенной дозы, об отсутствии ограничений к применению у пациентов пожилых (старше 65 лет), а также страдающих аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом, что ограничивает количество участников закупки, не нашли своего подтверждения, поскольку нельзя однозначно утверждать, что установленные требования к лекарственным препаратам являются терапевтически не значимыми, заказчиком обоснована необходимость установления вышеуказанных требований.
В части довода жалобы относительно установления заказчиком требования к поставке товара в картриджах и не соответствия данного требования письму ФАС России NАК/17227/17 от 17.03.2017 г. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в описании объекта закупки отсутствует требование к поставке лекарственного средства в картриджах.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика - ФГБУ "СФБМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N0351100002917000148 на организацию поставки лекарственных средств (3 наименования) необоснованной.
При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ данного электронного аукциона выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик в п.п.2 п.15 аукционной документации установил следующее требование к участникам закупки: Участником электронного аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением организаций, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" при осуществлении закупок работ (услуг), указанных в этом постановлении. Однако требования данного Постановления Правительства РФ относятся исключительно к выполнению работ и оказанию услуг. При этом, объектом данной закупки является поставка товара. Таким образом, данное требование к участникам закупки установлено заказчиком с нарушением ч.6 ст.31 ФЗ N44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия заказчика - ФГБУ "СФБМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N0351100002917000148 на организацию поставки лекарственных средств (3 наименования) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.6 ст.31 ФЗ N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии С.Н. Растворцев
А.М. Заргаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 мая 2017 г. N 08-01-254
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017