Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 июня 2017 г. N 1392/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела N 1392/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300013017000068 "Строительство подъезда автомобильной дороги к х. Беляевка Тарасовского района Ростовской области (СМР)" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя (Волковой Е.В.), представителей Заказчика (Плешаковой О.А., Галушкина Д.С.), в отсутствии представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300013017000068 от 14.06.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 49 422 330,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 30.06.2017 года в 09 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком даты предоставления разъяснений положений документации с нарушением положений ч.4 ст.65 Закона.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что в п.11 раздела 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об аукционе Заказчик установил:
даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: разъяснения участникам аукциона положений документации об аукционе предоставляются с "14" июня 2017 г. по "26" июня 2017 г.
Учитывая, что датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе является 30.06.2017 года, приведенные положения документации соответствуют ч.4 ст.65 Закона.
Следовательно, указанный выше довод жалобы Заявителя, является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик, разместив аукционную документацию в формате pdf, нарушил требования Закона.
В соответствии с ч.4 ст.4 Закона информация, содержащаяся в Единой информационной системе (ЕИС), является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Согласно ч.2 ст.65 Закона документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее -Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Согласно п.27 Части 1 документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию: "согласие участника аукциона в электронной форме на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе".
Внеплановой проверкой установлено, что в формате pdf Заказчик разместил проектно-сметную документацию, которая не подлежала включению в состав заявки.
Следовательно, документация об аукционе размещенная Заказчиком на официальном сайте, не содержит ограничения для ознакомления. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик в проекте контракта установил большой срок для приемки завершенных строительных работ. В качестве примера Заявитель привел п.5.2.6 проекта контракта.
В п.5.2.6 проекта контракта указана обязанность муниципального Заказчика в течение 7 дней с даты получения письменного уведомления Подрядчика о завершении работ организовать работу приемочной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию и осуществить приемку не позднее 14 дней.
Нарушения Закона в данном положении проекта контракта отсутствуют. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик в документации об аукционе необоснованно установил требования к подрядчику по предоставлению Заказчику транспорта и необходимых инструментов для промежуточной проверки результатов работ, что не входит в предмет закупки.
Внеплановой проверкой установлено, что в п.6.7 проекта контракта содержатся следующие требования:
6.7. Подрядчик обязуется по требованию ответственного представителя выделять работников, транспорт и необходимые инструменты для промежуточной проверки, а также для подтверждения, освидетельствования и приемки работ.
Согласно п.п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, объединение в одну закупку работ по строительству автодороги и транспортных услуг, услуг по предоставлению инструментов, препятствует целям поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для муниципальных нужд, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки. Также отсутствует объем транспортных услуг и услуг по предоставлению "необходимых инструментов".
Имеющаяся у Заказчика потребность на строительные работы, сама по себе не означает, что данные работы неразрывно связаны с необходимостью обеспечения Заказчика транспортом и инструментами за счет подрядчика, при которой неизбежно должны закупаться вместе.
Необходимость в указанных услугах не исключает раздельной закупки работ по строительству автодороги и транспортных услуг и услуг по предоставлению инструментов.
Требование Заказчика о выполнении данных услуг в рамках единого лота (а соответственно, и единого контракта), привело к ограничению количества участников закупки, поскольку исключило из числа участников лиц, способных исполнить контракт в части строительства автодороги, но не в части транспортных услуг и услуг по предоставлению инструментов.
Следовательно, Заказчика надлежит признать нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки указано требование о соответствии выполняемых строительных работ проектной документации, которая не относится к данному аукциону.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона.
При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
* документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
* при этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, если это возможно, при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании;
- если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как видно из приведенных положений ч.ч.1, 2 ст.33, ч.1 ст.33 Закона, описание объекта закупки в документации об аукционе должно содержать все требования Заказчика к товарам, работам, услугам, составившим объект закупки.
Объектом рассматриваемой закупки является строительство подъезда автомобильной дороги к х. Беляевка Тарасовского района Ростовской области.
Однако в п.6 Технического задания Заказчик установил: "объёмы выполненных работ должны соответствовать проектной документации, на строительство объекта "Строительство автомобильной дороги "х. Можаевка - х. Елань" Тарасовского района Ростовской области" и технологии строительного производства работ".
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к объемам закупаемых строительных работ, фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам Заявителя, порядок и срок оплаты, установленные Заказчиком, не соответствуют ст.34 Закона.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу ч.13.1 ст.34 Закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона.
Внеплановой проверкой установлено, что в проекте контракта Заказчик установил, в том числе, следующее:
3.1. Расчет с Подрядчиком осуществляется Муниципальным заказчиком ежемесячно за фактически выполненные работы на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), составленной в соответствии с актами о приемке выполненных работ (форма КС-2), подписанных Муниципальным заказчиком и Подрядчиком, а также представленных Подрядчиком счета, счет-фактура (при необходимости), исполнительной документации, согласно установленным требованиям нормативных документов. Оплата Муниципальным заказчиком производится в течение 30 (тридцати) календарных дней после поступления средств на расчетный счет Муниципального заказчика на финансирование данного объекта.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.13.1 ст.34 Закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона. При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п.3 Технического задания Заказчик указал, в том числе следующее:
При достижении величины оплаты, равной 90% от цены Контракта, Заказчик приостанавливает оплату принятых от Подрядчика работ до момента приемки от Подрядчика готового к эксплуатации Объекта. Окончательный расчет за выполненный объем работ по объекту производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на счет при условии принятия выполненных работ, а также представления Подрядчиком следующих подписанных документов:
- технический план на законченный строительством объект;
- технический паспорт и кадастровый паспорт объекта.
Согласно ч.4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В силу ст.37 Закона о кадастровой деятельности результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Понятие "кадастровый план" в действующей редакции Закона о кадастровой деятельности отсутствует.
Из приведенных положений Технического задания следует, что Заказчик, наряду с закупаемыми строительными работами, обязал подрядчика выполнить кадастровые работы и представить Заказчику результат кадастровых работ.
Учитывая, что объектом закупки является строительство автомобильной дороги, Заказчик, включив в Техническое задание обязанность подрядчика представить технический план и кадастровый паспорт автомобильной дороги, нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик установил в проекте контракта положения, позволяющие изменить цену муниципального контракта на стадии его исполнения.
В соответствии с пп. "а" п.1 ч.1 ст.95 Закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
В п.8.1 проекта контракта Заказчик установил:
8.1. Подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность за необеспечение безопасности дорожного движения на принятых на содержание объектах (приложения N 1), а также за выявленные в установленном порядке контролирующими органами отступления от требуемого уровня содержания. В случае возникновения ДТП, прямой или сопутствующей причиной которых явились неудовлетворительные дорожные условия, Подрядчик при наличии вины за счет своих средств компенсирует ущерб пострадавшим лицам и безвозмездно устраняет последствия ДТП и за каждое такое ДТП Муниципальный заказчик уменьшает стоимость выполненных работ.
Установив в контракте не предусмотренное Законом условие изменения цены муниципального контракта, Заказчик нарушил ч.1 ст.95 Закона.
В соответствии с ч.2 ст.110.2 Закона Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утвержджены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, в том числе:
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог;
25. Работы по обустройству автомобильной дороги.
В п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.
Учитывая, что предметом аукциона является строительство автодороги, Заказчик обязан включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству из числа видов работ, утвержденных названным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
В п.36 раздела 1 документации об аукционе Заказчик указал:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, Подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту выполнить виды и объемы работ, указанные в Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении эти работы должны составлять не менее 15 процентов цены Контракта.
В течении 10 календарных дней с момента подписания контракта, Подрядчик обязан представить Заказчику конкретные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, в документацию об аукционе Заказчиком не включены.
Таким образом, Заказчик нарушил п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.13.1 ст.34, ч.1 ст.64, ч.1 ст.95 Закона, п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 июня 2017 г. N 1392/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2017