Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 июня 2017 г. N РЗ-1203-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.
Членов Комиссии:
ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
На основании поступившего уведомления из Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" о заключении контракта N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило уведомление из Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" о заключении контракта N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках).
Ставропольским УФАС России на основании приказа, в соответствии со статьёй 99 Закона о закупках была проведена внеплановая проверка действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" , при заключении государственного контракта N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) на соответствие требованиям Закона о закупках .
В ходе проведения проверки и осуществления анализа предоставленных документов установлено следующее.
01 июня 2017 года между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" и ООО "Стройиндустрия" был заключен государственный контракт N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий.
Согласно письма Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" государственный контракт N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N44-ФЗ - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме .
Статьей 24 Закона о закупках установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы.
При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона о закупках установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 59 закона о закупках заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
Частью 2 статьи 93 Закона о закупках установлено, что При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона о закупках в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
В материалы дела представлен отчет о невозможности (нецелесообразности использования иных способов определения поставщика), в котором указаны основания осуществления закупки у единственного поставщика.
В отчете о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) указано:
- заказчиком принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N44-ФЗ в связи с тем, что применение иных способов определения исполнителя, требующих затрат времени, нецелесообразно в связи с целью защиты населения и сельскохозяйственных угодий, прилегающих к данным гидротехническим сооружениям, от затопления и предотвращения дальнейшего их разрушения из-за длительности сроков их проведения ввиду того, что в настоящее время необходимо незамедлительно провести данные мероприятия.
Действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" в лице заместителя директора ФГБУ "УЭКГ и ЧВ" Погоды Александра Михайловича по заключению государственного контракта N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий на сумму 44 970 000 рублей не соответствуют и нарушают требования Закона о закупках, а именно:
При этом, основания для заключения Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" в лице директора ФГБУ "УЭКГ и ЧВ" Погоды Александра Михайловича по заключению государственного контракта N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий на сумму 44 970 000 рублей с единственным поставщиком, без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о закупках отсутствуют.
Из представленных заказчиком документов и вышеизложенного не следует, что основания, послужившие причиной заключения государственного контракта N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий на сумму 44 970 000 рублей являются непреодолимой силой, аварией. Из чего следует, что факт возникновения действий непреодолимой силы, аварии в 2017 году и до 01 июня 2017 года, вследствие чего необходимо было бы заключить государственный контракт N15081 от 01.06.2017 г. на выполнение противопаводковых мероприятий на сумму 44 970 000 рублей , так же отсутствует.
В материалах дела имеется Акт обследования Покойненской плотины. Ставропольский край, Буденновский район. с. Покойное, в котором указано, что комиссии ФГБУ "УЭКГ и ЧВ" провела обследование Покойненской плотины. В результате обследования выявлено, что в следствие деформации ж/б конструкции и длительного срока эксплуатации ГТС, произошло разрушение нижнего бьефа Покойненской плотины. Таким образом, вышеуказанное обстоятельство не служит и не может служить непреодолимой силой.
Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о закупках заказчик вправе в соответствии с настоящим пунктом заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Обстоятельства непреодолимой силы - обстоятельства чрезвычайного характера, такие как наводнения, пожар, засуха, ураган, цунами, сель, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21.12.1994 г. чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Кроме того из определения, первым признаком непреодолимой силы является чрезвычайность. В русском языке существует два понятия слова "чрезвычайный", подходящих к данному случаю, причем все они являются синонимом слова "исключительный". То есть чрезвычайность в данном случае выражается в редкости, а также непредвидимости вследствие быстроты наступления. Если же лицо предвидело наступление обстоятельств непреодолимой силы, и у него было достаточно времени чтобы преодолеть его вредные последствия, то, такие обстоятельства не будут являться обстоятельствами непреодолимой силы.
Как установлено выше, действия непреодолимой силы или аварии отсутствовали (разрушение произошло в следствие длительного срока эксплуатации ГТС- акт N 11), в связи с чем, не было и необходимости в их ликвидации. Более того, заказчиком документов, подтверждающих, что работы были выполнены только в объеме необходимом для ликвидации последствий аварии, непреодолимой силы не представлено.
Таким образом, документы, представленные Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" не свидетельствуют и не подтверждают тот факт, что у заказчика возникла потребность оказание услуг, выполнение работ вследствие непреодолимой силы, аварии и т.д.. Доказательства и основания для заключения контракта N15081 от 01.06.2017 г.без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у заказчика отсутствуют.
Следовательно в материалах дела отсутствуют доказательства наличия предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N44-ФЗ обстоятельств, при которых допускается размещение заказа без проведения торгов у единственного поставщика.
Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" при заключении государственного контракта N15081 от 01.06.2017 г. на сумму на выполнение противопаводковых мероприятий на сумму 44 970 000 рублей, с единственным поставщиком, были нарушены требования статьи 24 и пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о закупках.
Принимая во внимание вышеизложенное Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о закупках,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища" при заключении государственного контракта N15081 от 01.06.2017 г. на сумму на выполнение противопаводковых мероприятий на сумму 44 970 000 рублей не соответствующими требованиям статьи 24 и пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
2. В связи с тем, что на момент проведения внеплановой проверки государственный контракт N15081 от 01.06.2017 г. заключен - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 июня 2017 г. N РЗ-1203-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2017