Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Проектного института реконструкции и строительства сооружений трубопроводного транспорта нефти и газа ООО "Транснефтегазпроект" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации капитального ремонта автомобильной дороги "Кудымкар - Пожва" на участках км 37+700 - км 41+900, км 70+000 - км 72+000 в Юсьвинском районе Пермского края (извещение N 0156200009917000076),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009917000076 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации капитального ремонта автомобильной дороги "Кудымкар - Пожва" на участках км 37+700 - км 41+900, км 70+000 - км 72+000 в Юсьвинском районе Пермского края.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона заявка подателя жалобы признана соответствующей требованиям аукционной документации, Общество признано победителем электронного аукциона.
В соответствии с ч.2 ст.70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в "части 8 статьи 69" настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Вместе с тем, согласно ч.4 ст.70 Закона о закупках, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с "частью 2" настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона.
Согласно ч.5 ст.70 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий (ч. 6 ст. 70 Закона о закупках).
В ч.13 ст.70 Закона о закупках установлено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный "частью 4" настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в "части 8 статьи 69" настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные "статьей 37" настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В п.3 Раздела 17 документации о закупке установлен один из способов обеспечения исполнения контракта, а именно, банковская гарантия.
В п.1.1 указанного раздела установлены обязательства по договору, надлежащее исполнение которых обеспечивается - по сдаче Заказчику работ в полном объеме, соответствующего качества и в установленный Договором срок, - на уплату штрафов, пеней, не возмещенных убытков предусмотренных Договором.
Основаниями для отказа в принятии банковской гарантии является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 ст. 45 Закона о закупках;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении и документации.
В соответствии со статьей 368 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства) (пункт 1 статьи 369 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о закупках, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В ч. 2 ст. 45 Закона о закупках установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Закона о закупках, в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Согласно ч.5 ст.45 Закона о закупках Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В силу ч.6 ст. 45 Закона о закупках основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона о закупках, в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (ч.3 ст.96 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о закупках, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 5 ст. 96 Закона о закупках обозначено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно документации о закупке сроки выполнения работ: начало работ - с даты заключения договора, окончание работ - 31.05.2018 г.
Согласно п.10.1 договора договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по 30.06.2018 года. В любом случае, истечение срока действия договора не прекращает порожденных этим договором обязательств.
Комиссией установлено, что проект контракта подписан победителем закупки 08.06.2017 г., при этом представлена банковская гарантия N 87-20016/1343, выданная ПАО "Промсвязьбанк", срок действия которой по 30.06.2018 г.
Заказчик, посчитав, что срок банковской гарантии не превышает не менее чем на один месяц срок действия контракта, 14.06.2017 г. принял решение об отказе в принятии банковской гарантии, предоставленной Обществом в качестве обеспечения исполнения муниципального контракт, и о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
Антимонопольный орган, соглашаясь с позицией Заказчика, отмечает следующее.
В ч. 1 ст. 2 Закона о закупках указано, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 425 ГК РФ, Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, из приведенных выше положений ГК РФ следует, что подрядчик может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в контракте действий. При этом Заказчик обязан оплатить выполненные работы в сроки и в порядке, которые указаны в контракте, что с учетом требований Закона о закупках означает, что срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц срок исполнения обязательств по контракту обеими сторонами контракта.
Комиссия отмечает, срок действия банковской гарантии в соответствии с требованиями Закона о закупках, должен превышать не менее чем на один месяц срок действия контракта, который включает в себя сроки исполнения обязательств обеими сторонами по контракту.
Как указано выше, в документации о закупке указан срок окончания действия контракта - 30.06.2018 года. Данный срок конкретизирован, не является примерным, что исключает какую-либо неопределенность.
Комиссия отмечает, что срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, позволяет сделать вывод о том, что Заявителем предоставлена Банковская гарантия со сроком действия, превышающим на 1 месяц срок выполнения работ, что не соответствует приведенным выше нормам ГК РФ, Закона о закупках и положениям аукционной документации.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Как указано выше, в документации о закупке установлены обязательства по договору, надлежащее исполнение которых обеспечивается - по сдаче Заказчику работ в полном объеме, соответствующего качества и в установленный Договором срок, - на уплату штрафов, пеней, не возмещенных убытков предусмотренных Договором.
Поскольку в представленной Банковской гарантии указанные условия отсутствуют, гарантия в данной части не соответствует требованиям аукционной документации, и, как следствие, в действиях Заказчика, не отказавшего в принятии гарантии по данному основанию, имеется нарушение п.3 ч.6 ст.45 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Проектного института реконструкции и строительства сооружений трубопроводного транспорта нефти и газа ООО "Транснефтегазпроект" далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации капитального ремонта автомобильной дороги "Кудымкар - Пожва" на участках км 37+700 - км 41+900, км 70+000 - км 72+000 в Юсьвинском районе Пермского края (извещение N 0156200009917000076) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.3 ч.6 ст.45 Закона о закупках, выявленное в ход внеплановой проверки.
3.Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017