Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июня 2017 г. N 888
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ИП Варламова И.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей тепло-водоснабжения по ул. Новоселов от тепловой камеры 7ТК31 до тепловой камеры 7ТК37 в с. Богучаны Богучанского района Красноярского края" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Варламова И.С. на действия аукционной комиссии (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: установление положений документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований законодательства.
Из содержания жалобы ИП Варламова И.С. следует, что, по мнению подателя жалобы, документация о проведении электронного аукциона
В адрес Комиссии Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей тепло-водоснабжения по ул. Новоселов от тепловой камеры 7ТК31 до тепловой камеры 7ТК37 в с. Богучаны Богучанского района Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация о проведении электронного аукциона содержит требования к применяемым при выполнении работ товарам, конкретные показатели которых участники закупки должны были предоставить в составе заявок на участие в электронном аукционе, в том числе следующие:
"Мастика битумная кровельная горячаядолжна быть удобонаносимой и марка мастики должна быть MБK-Г-85; MБK-Г-55; MБK-Г-100. Норма гибкости у мастики при температуре (182)* °С на стержне диаметром 10 мм; 30 мм; 40 мм. Температура размягчения битумного вяжущего по кольцу и шару должна быть 45-50 0С либо 800С или 85-95 0С. В битумное вяжущее вводят ПАВ в количестве 1,5-2 или 0 % от массы битумного вяжущего. Пластифицирующие добавки в битумном вяжущем должны отсутствовать. Мастика массой 10 г при температуре 160-180* °С должна свободно растекаться по поверхности пергамина размерами (50 х 100) мм ровным слоем толщиной 2 мм. Мастика должна представлять собой однородную массу. При испытании образцов пергамина, склеенных мастикой, разрыв и расщепление образцов должны происходить по пергамину.Битум нефтяной кровельный, применяемый в качестве вяжущего должен быть получен окислением сырья для производства покровных кровельных или кровельных битумов или битума марки БНК 45/190. Температура вспышки битума не должна быть ниже 240 0С. Норма у битума глубины проникания иглы при 25 0С, 0,1 мм, должна быть 160-220 либо 25-35. Температура самовоспламенения битума 300 0С. Изменение массы битума после прогрева должно не превышать 0,8 %. Растворимость битума в толуоле или* хлороформе не должна быть менее 99,5 %. В качестве пылевидного наполнителя следует применять тальк или талькомагнезит. На срезе мастики площадью 50 см2 непропитанных частиц наполнителя размером более* 0,4 мм не должно быть более чем 2. Массовая доля в пылевидном наполнителе окиси железа в солянокислой вытяжке не более 8%. Пылевидный наполнитель не должен быть токсичным продуктом. Предельно допустимая концентрация пылевидного наполнителя в воздухе рабочей зоны 4 мг/м3. Через сито с сеткой N 02 пылевидный наполнитель должен проходить полностью. Класс опасности наполнителя 3. ПАВ на основе синтетических жирных кислот в наполнитель вводят при помоле в количестве 0,15-0,2 или 0 % от массы наполнителя. Остаток пылевидного наполнителя на сетке N 009 не более 10 %. Содержание наполнителя по массе в мастике диапазоном не шире 25-30 %. Массовая доля в наполнителе прокаленного нерастворимого в соляной кислоте остатка не менее 50 %. В качестве гербицида должен применяться симазин. На срезе мастики площадью 50 см2 непропитанных частиц гербецида размером более* 0,4 мм не должно быть более чем 2. Молекулярная масса симазинадолжна быть 201,66.Смачивающийся порошок симазина должен иметь в составе мел природный обогащенный в количестве 11 %; 14 %; 40 %; 44 %. В меле не допускается наличие посторонних примесей, видимых невооруженным глазом. Массовая доля веществ, не растворимых в соляной кислоте ( HCl ) в меле не более 2 %. Массовая доля углекислого кальция и углекислого магния в пересчете на углекислый кальций (СаСО3 + МgСО3) в меле не менее 97 %. Массовая доля ионов SO4 и Сl в водной вытяжке в меле не более 0,05 %. Массовая доля железа, извлекаемого магнитом в меле не более 0,02 %. Массовая доля полуторных оксидов железа и алюминия в меле не более 0,6 %. Массовая доля водорастворимых веществ в меле не более 0,25 %. Массовая доля свободной щелочи в пересчете на оксид кальция (СаО) в меле не более 0,04 %. Массовая доля меди в меле не более 0,001 %. Массовая доля марганца в меле не более 0,02 %. Массовая доля оксида железа (III) в меле не более 0,35 %. Массовая доля песка в меле не более 0,06 %. Массовая доля влаги в меле не более 0,2 %. Концентратов сульфитно-дрожжевой бражки порошкообразных в составе смачивающегося порошка симазина5 %; 0 %. Насыпная плотность симазина0,3-0,7 г/см3. Симазинатехнического в пересчете на 100% должно быть 50 % или 80 %. Класс опасности симазинадолжен быть 3. Норма для смачивающегося порошка симазина стабильности водной суспензии с массовой долей 1% (по препарату) 60; 65. Синтанола АЛМ-10 в составе гербецида5 %; 4 %; 3 %; 0 %. Симазин содержитоксанол О-18 5 %; 4 %; 3 %; 0 %. Норма для смачивающегося порошка симазина степени измельчения (остаток на сите N 0090) не более 1 %. Норма для смачивающегося порошка симазина времени смачивания порошка не более 50 с. Сульфонол-порошка в составе смачивающегося порошка симазина3 % или 0 %. Норма для смачивающегося порошка симазина массовой доли воды не более 1 %. Внешний вид смачивающегося порошка симазина:порошок желтоватого цвета. Неонол АФ 9-12 в составе симазина5 %; 4 %; 3 %; 0 %. Кислотность смачивающегося порошка симазина в пересчете на серную кислоту не более 0,1 %. Температура самовоспламенения симазина должна быть 476 0С. В состав гербецида должен входить синтанол ДС-10 5 %; 4 %; 3 %; 0 %. По внешнему виду мастика должна быть однородной и не должна иметь посторонних включений и частиц наполнителя, гербицида, не покрытых битумом. Мастика должна прочно склеивать рулонные материалы".
Указанные требования установлены заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 2889-80. Из анализа положений указанного ГОСТ следует, в требованиях ГОСТ установлены требования к значениям показателя и наименования самих показателей. При этом слова "не менее", "не более", "не ниже", "не выше", "не должно превышать" являются частями наименований показателей, поскольку указаны вместе с наименованием характеристики товара в столбце "Наименование показателя". Учитывая изложенное, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что такие значения показателей являются низменными и подлежат переносу в первую часть заявки на участие в электронном аукционе в неизменном виде.
Кроме того, документация о проведении электронного аукциона содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, в которой изложено в том числе следующее правило: сведения о конкретных показателях товаров, указываемые участником размещения заказа не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "не более", "не менее", "должен быть", "не должен быть", "должен", "не должен", "может быть", "не может быть", "или", "более", "менее", "от", "допускается", "не допускается", "до", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "уже", "не уже", "хуже", "не хуже", "лучше", "шире", "нешире", "превышать", "не превышать", "следует", "не следует", "ранее", "не ранее", "позднее", "не позднее".
Таким образом, участник электронного аукциона на основании вышеуказанных требований в совокупности должен указать конкретные характеристики предлагаемого им к использованию товара без указания слов "не более", "не менее", что противоречит требованиям действующего ГОСТ.
Комиссия также отмечает, что, исходя из требований ГОСТов, приведенных заказчиком, распространяющих свое действие на товары, использование которых необходимо при выполнении работ, конкретные значения показателей, требования к которым установлены заказчиком, возможно определить только на этапе закупки данных товаров определенной партии при получении документа о качестве.
При этом Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, в данной части довод ИП Варламова И.С. является обоснованным, а вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проверке довода подателя жалобы о необходимости установления требования к наличию у участников электронного аукциона свидетельства о допуске к выполнению работ, выданное СРО, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к следующим выводам.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Из пункта 18 части II "Информация о проведении закупки" аукционной документации и пункта 4.2.2 проекта контракта, являющегося приложением 2 к аукционной документации, следует, что участник закупки (подрядчик) вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков).
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрены пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
В силу части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом условие об обязательном наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства является императивным и не зависит от наличия либо отсутствия в условиях контракта возможности привлечения к исполнению обязательств по контракту субподрядчиков.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Исходя из вышеизложенного, участнику закупки при условии выполнения работ, являющихся объектом закупки, необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33.2.1 Приказа Минрегионразвития РФ, при этом такое требование заказчиком, уполномоченным органом в аукционной документации не установлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа, выразившиеся в неустановлении в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона требования о необходимости предоставления участнику закупки в составе второй части заявки допуска СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренного пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, а также нормами ГрК РФ, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, заказчиком, уполномоченным органом аукционная документация утверждена с нарушением требования части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанные действия заказчика, уполномоченного органа содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что при выполнении работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству линейных объектов требование о наличии допуска СРО не требуется. Следовательно, поскольку объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт линейного объекта - наружных сетей тепло-водоснабжения, такое требование к участникам закупки не устанавливается.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Варламовой И.С. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона. С этой целью аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона; заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июня 2017 г. N 888
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017