Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 июня 2017 г. N ВП-67/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. -специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителя Уполномоченного учреждения - Баженовой О.В.., доверенность N 2 от 09.01.2017.
ПредставительЗаказчика на заседание комиссии не явился, о времени, дате и месте извещен надлежащим образом.
В Сахалинский УФАС России (далее - Управление, Комиссия) поступила информация от ЗАО СКБ "ХРОМАТЭК" (далее -Общество) на предмет проверки факта ограничения конкуренции в связи с избыточными характеристикамиустановленными в документации об аукционе, утвержденной - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по объекту: "Поставка анализатора для обнаружения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа с масселективным детектором с принадлежностями для нужд ГБУЗ "Сахалинский областной наркологический диспансер" (извещение N 0361200015016003029) (далее - аукцион).
В соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе, Закон 44-ФЗ) назначена внеплановая проверка закупки N 0361200015016003029.
Согласно уведомления о проведении внеплановой проверки, заседание Комиссии начато 15.06.2017 в 14-15.
В своем обращении Общество просит дать оценку обоснованности излишне установленных характеристик к товару, которые, по его мнению, являются избыточными ввиду следующего.
Общество считает, что Заказчиком с целью отстранения конкурентных предложений отечественных и других производителей от участия в закупке в документацию изначально включены особенные технические требования: о наличии нагрева квадруполя и о его уникальном конструкторском исполнений в виде стержней из кварца с гиперболической поверхностью и композитно-золотым покрытием, что без сомнений указывает на единственное существующее оборудование - масс-селективный детектор Agilent 5977В.
Сам масс-селективный (или масс-спектрометрический (термины тождественные) детектор, используемый в хроматографии, не является уникальным изобретением и в России представлено большое количество аналогичных однородных изделий: масс-спектрометры компании ЗАО СКВ "Хроматэк" (Россия), Shimadzu (Япония), ThermoFisherScientific (США) и др. Однако все эти аналоги не имеют подобных конструкционных особенностей, которые присуши и отличают только масс-селективные детекторы Agilent 5977B.
Вместе с тем, указанные конструкционные особенности не влияют на технические характеристики и производительность закупаемого оборудования. С учетом целей и задач использования масс-селективных детекторов, так как это в первую очередь средство измерения, выделяются следующие характеристики, которые являются определяющими при оценке качественных потребительских свойств - это чувствительность (выражается в диапазоне измерения атомных единиц массы или а.е.м.), разрешение, соотношение сигнал/шум, энергия ионизации, скорость сканирования, отклонение выходного сигнала - все эти параметры являются измеряемыми, а значит их можно проверить.
Таким образом, установленные документацией требования к характеристикам товара в описании объекта закупки, которые не влияют на качество измерений, являются избыточными.
На заседании комиссии, представитель Уполномоченного органа сообщил, что в функции Учреждения входит разработка и утверждение документации на основании представленной Заказчиком заявки. В связи с этим, данные характеристики установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений от Заказчика, Комиссией объявлен перерыв до 29.06.2017 15 часов 15 минут.
Согласно Уведомления, Заказчику надлежит обеспечить явку своего представителя и представить письменные пояснения относительно описания объекта закупки, а также доказательства того, что указанные в техническом задании характеристики подходят не менее двум производителям.
После перерыва, Комиссия в ходе рассмотрения полученной информации, установила следующее.
24.08.2016 на официальном сайте Единой информационной системы ( далее - ЕИС) в сети Интернет уполномоченным учреждением - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области", размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0361200015016003029.
Начальная (максимальна) цена контракта - 9 113 094,24 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.09.2016 08:00.
По окончании срока подачи заявок до 09.09.2016 08:00 подано единственная заявкаот участника закупки с порядковыми номерами 1.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе, аукционная комиссия приняла решение о соответствии Участника электронного аукциона и поданной им заявки требованиям установленным документацией об аукционе и указанному Федеральному закону.
Заявка участника содержала предложение на поставку оборудования - Анализатор для обнаружения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа Agilent 7890B с масс-селективным детектором 5977В производства AgilentTechnologies (страна происхождения - США).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в порядке, установленном ст. 70 указанного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, контракт заключен с ООО "Лабораторная техника".
При детальном рассмотрении информации, относительно описания объекта закупки, Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частями 1 и 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требования к объекту закупки (масс-селективный детектор) были установлены Заказчиком в пп. 9, 10 Раздела III "Описание объекта закупки", позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям со следующими характеристиками:
- материал масс-анализатора: позолоченный гиперболический кварцевый квадруполь;
- диапазон температур нагрева масс-анализатора от 160 до 200о С.
Данные технические требования - о наличии нагрева квадруполя и о его уникальном конструкторском исполнений - в виде стержней из кварца с гиперболической поверхностью и композитно-золотым покрытием, указывают на единственное существующее оборудование - масс-селективный детектор Agilent 5977В.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что совокупность требований к техническим характеристикам масс-селективного детектора, позволяет участнику закупки дать предложение в отношении одной марки оборудования - Agilent 5977В, что приводит к ограничению конкуренции.
В рассматриваемом случае представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что документация утверждается на основании представленной Заказчиком заявки, в соответствии с его потребностями.
Однако, при описании объекта закупки, Заказчик не учел принципа обеспечения конкуренции и требований Закона о контрактной системе.
На заседание комиссии представитель Заказчика не явился, ходатайства о причине неявки в Управление не представлено. Свою позицию изложил письменно.
Комиссия, изучив доводы, пришла к выводу, что Заказчик не обосновал в полном объеме необходимостьуказанных выше уникальных технических требований установленных в документации об аукционе, кроме тех, что в лаборатории ГБУЗ "Сахалинский областной наркологический диспансер" все анализаторы для определения наркотических веществ и лекарственных средств, закупленные ранее - фирмы Agilent.
Доказательств наличия анализаторов иных производителей, соответствующих указанным техническим характеристикам Заказчиком не представлено.
Таким образом, поскольку иные модели анализаторов не подходят по параметрам к установленным Заказчиком техническими характеристиками, то участие других поставщиков в закупке не возможно, в связи с чем закупка не может являться конкутрентной.
На основании вышеизложенного, Заказчик признается нарушившим положения ст. 8 и п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. В действиях Уполномоченного учреждения - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка анализатора для обнаружения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств на базе газового хроматографа с масселективным детектором с принадлежностями для нужд ГБУЗ "Сахалинский областной наркологический диспансер" (извещение N 0361200015016003029), нарушений не выявлено.
2. Признать Заказчика - ГБУЗ "Сахалинский областной наркологический диспансер" нарушившим положения ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии В.А. Гришечкина
С.А. Дубровина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 июня 2017 г. N ВП-67/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017