Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 июня 2017 г. N 423/17
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Пахомовой Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. -ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - "М-Транс" -не явились, уведомлены;
от заказчика -Управления единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула - Жигулина Н.Ю., Варнавской Е.А.,
от уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа г. Барнаула - Зайковой А.Ю.;
рассмотрев жалобуООО "М-Транс" на положения аукционной документации при проведении закупки N 0317300301917000464 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" II-этап", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
На сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении закупки N 0317300301917000464 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" II-этап".
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалобаООО"М-Транс" на положения аукционной документации при проведении закупки N 0317300301917000464 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" II-этап".
В своей жалобе Заявитель указывает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
В п. 12-15 технического задания Заказчиком установлено требование к группе удобоукладываемости бетона по ГОСТ 7473-2010: Жесткий или подвижный или растекающийся. Согласно инструкции необходимо выбрать один из перечисленных показателей. Согласно п.4.2 ГОСТ 7473-2010 В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.
Данные обстоятельства вводят участников закупки в заблуждение и позволяет указать характеристики, соответствующие значениям аукционной документации, но противоречащие ГОСТу. Техническим заданием не предусмотрены альтернативы, чтобы указать, что данный показатель не применяется.
Аналогичные требования установлены по позициям 13, 14, 15 технического задания.
Таким образом, Заявитель полагает, что Заказчик установил требования к характеристикам, которые становятся известным только в процессе (числе) испытаний, что противоречит Закону о контрактной системе, который не обязывает участника закупки иметь товар в наличии на момент подготовки и подачи заявки.
На основании изложенного ООО "М-Транс" просит: признать жалобу обоснованной, приостановить размещение заказа, выдать предписание о внесении изменений в документацию об аукционе, провести внеплановую проверку.
Представители Заказчика представили письменные объяснения, а также пояснили, что считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представители Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п. 12-15 технического задания Заказчиком установлено требование к группе удобоукладываемости бетона по ГОСТ 7473-2010: Жесткий или подвижный или растекающийся. Согласно инструкции необходимо выбрать один из перечисленных показателей. Согласно п.4.2 ГОСТ 7473-2010 В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.
Однако, например, в п. 12 указано: группа по удобоукладываемостиподвижный или растекающийся. Марка по осадке конуса не выше ПЗ. Марка по расплыву конуса не выше Р4. Т.е. согласно инструкции необходимо выбрать один из перечисленных показателей (подвижный или растекающийся). Но в соответствии с ГОСТ 7473-2010 таблица 1 марка по расплыву конуса определяется только для растекающегося (Р) бетона и не определяется для жесткого и подвижного. Марка, которая начинается с буквы (Р) соотносится только к группе по удобоукладываемости растекающиеся, В соответствии с ГОСТ 7473-2010 таблица 2 марка по осадке конуса определяется только для подвижного (П) бетона и не определяется для растекающегося и жесткого. Марка, которая начинается с буквы (П) соотносится только к группе по удобоукладываемости подвижные.
Аналогичные нарушения в п, 13,14,15 технического задания.
В соответствии с ГОСТ 7473-2010 таблица 3 марка по жесткости определяется только для жесткого (Ж) бетона и не определяется для растекающегося и подвижного. Марка, которая начинается с буквы (Ж) соотносится только к группе по удобоукладываемости жесткие.
Бетонная смесь не может быть одновременно растекающейся и подвижной и жесткой. Это совершенно разные по свойствам н назначению смеси, что подтверждается, например,
таблицей 6 ГОСТ, где для разных марок свойственны различные показатели расслаиваемости.
Данное обстоятельство вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать характеристики, соответствующие значениям аукционной документации, но противоречащие ГОСТу. Техническим заданием не предусмотрены альтернативы, чтобы указать "данный показатель не применяется".
Данным требованием Заказчик нарушает правило об объективности описания объекта закупки.
Данные требования Заказчика противоречат позиции ФАС России и вводят участников закупки в заблуждение, устанавливая требования к значениям показателей, которые не соответствуют положениям Стандарта, которому должен соответствовать товар.
Комиссия, не оспаривает возможность Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, однако данные показатели должны устанавливаться с учетом требований Технического регламента, ГОСТов.
Кроме того, из письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 следует, что в случае установления Заказчиком требований подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара такие действия имеют признаки ограничения доступа к участию в аукционе.
А так же, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Заказчик не доказал необходимость такого подробного описания материалов указанных в аукционной документации и соответственно в заявках участников.
А так же, Заказчик устанавливая необъективные требования, вводит участников закупки в заблуждение, делает невозможным формирование достоверных предложений участников закупки, что является нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того УФАС по Алтайскому краю была проведена внеплановая проверка действий Заказчика при проведении аукциона в электронной форме N 0317300301917000463 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" II-этап". В ходе проверки были выявлены нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, подробнее о нарушениях описывается в решениях N 420/17, 421/17.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "М-Транс" обоснованной;
2. Признать действия Заказчика - Управление единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула, уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа г. Барнаула выразившимися в нарушении пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе неправомерными;
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
Н.С. Пахомова |
|
_____________________________ |
М.Н.Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 июня 2017 г. N 423/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017