Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 29 июня 2017 г. N 434/17
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Миненка И.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя от заявителя ООО "Техническое Строительное Партнерство" - Шумиловой Елены Александровны,
от заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Лепидевского Владимира Юрьевича;
рассмотрев жалобу ООО "Техническое Строительное Партнерство" на действия заказчика по закупке N 0317100000417000075 "Текущий ремонт помещений", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Техническое Строительное Партнерство" на действия заказчика по закупке N 0317100000417000075 "Текущий ремонт помещений".
В обоснование жалобы заявитель указал, что
1. заказчиком не определено, в отношении каких именно показателей участники закупки в заявках могут указать максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений, что в сочетании с отсутствием надлежащей инструкции по заполнению не позволяет правильно заполнить заявку;
2. в пунктах 4 и 5 Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона в столбце "Значения показателей материалов, которые не могут изменяться" указан ГОСТ 26633-2015, в столбце "Максимальные и (или) минимальные значения показателей материалов, при определении которых используются только точные цифровые и иные параметры" заказчик использовал характеристику "водопроницаемость", при этом указанный ГОСТ 26633-2015 данную характеристику не содержит, а использует понятие водонепроницаемость;
3. в пункте 33 Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона указан товарный знак - подвесной потолок типа "Армстронг" с указанием типа кромок Board и Tegular, что нарушает требования Закона о контрактной системе;
4. заказчиком допущена опечатка - в пункте 44 Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона в столбце "Значения показателей материалов, которые не могут изменяться" указан показатель "тип рофиля", вместе с тем, предоставленный заказчиком ответ на запрос разъяснений положений документации противоречит требованию части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе;
5. в пунктах 22 и 34 Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона заказчиком использована формулировка "не хуже", при этом в инструкции по заполнению заказчик не дает разъяснения критерию "не хуже";
6. в пункте 22 Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона установлено требование о соответствии ГОСТ 8267-93, при этом указаны требования, противоречащие данному ГОСТ;
7. в пункте 73 Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона заказчик устанавливает характеристики товара (стеклопакет), который использоваться не будет, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель заявителя на доводах жалобы настаивает.
Представитель заказчика предоставил письменные объяснения, по доводам жалобы пояснили, что считают ее необоснованной.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
24 мая 2017 года заказчиком - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социального развития Российской Федерации было размещено извещение о проведении электронного аукциона 0317100000417000075 "Текущий ремонт помещений".
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 указанной статьи Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 73 Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона заказчик устанавливает характеристики товара - стеклопакет.
В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что стеклопакеты при ремонте помещений использоваться не будут, товар был включен ошибочно в перечень.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективный характер.
В пункте 2 "Щебень тип 1" Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона установлено требование к марки по дробильности - не менее 800 и содержанию глины в комках (% по массе) - не более 0,5, а также о соответствии ГОСТ 8267-93.
ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" устанавливает:
/----------------------------------------------------------------\ | Марка по дробимости | Содержание глины в | | щебня и гравия | комках, % | | | по массе, не более | |-------------------------------------+--------------------------| | Щебень из изверженных, осадочных и | | |метаморфических пород марок: | | |400 и выше | 0,25 | |300, 200 | 0,5 | | Щебень из гравия и гравий марок: | | |1000, 800, 600, 400 | 0,25 | | Щебень из валунов марок: | | |1200, 1000, 800, 600 | 0,25 | \----------------------------------------------------------------/
В пунктах 4 "Бетон тип 1" и 5 "Бетон тип 2" Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона указано характеристика "Водопроницаемость" и требование о соответствии ГОСТ 26633-2015.
ГОСТом 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" не установлен показатель "водопроницаемость" бетона.
Таким образом, при описании объекта закупки в пунктах 2, 4 и 5 Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона заказчиком допущено нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 указано, что не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В Технических характеристиках материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона, заказчиком использован критерий "не хуже", при этом в Инструкции по заполнению заявки данный критерии "хуже" и лучше" не раскрыты.
Данное обстоятельство не позволит в дельнейшем определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям и нарушает положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия отклоняет как необоснованное утверждение заявителя о том, что заказчиком не определено, в отношении каких именно показателей участники закупки в заявках могут указать максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений, поскольку в Технических характеристиках материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона перечисленные показатели установлены.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия отклоняет довод о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе в части указания товарного знака - подвесной потолок типа "Армстронг" с указанием типа кромок Board и Tegular, поскольку заявителем не предоставлено доказательств того, что подвесной потолок "Армстронг" и кромки Board и Tegula являются товарными знаками, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В 44 "Уголок ПВХ тип 2"Технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, в составе Документации электронного аукциона в столбце "Значения показателей материалов, которые не могут изменяться" указан показатель "тип рофиля".
В разъяснении N 4 от 21.06.2017 г. заказчик указал, что "При составлении технического задания была допущена опечатка. В разделе "Значения показателей материалов, которые не могут изменяться" читать как "Тип профиля, F". Данная опечатка не искажает смысл и наименование показателя остается интуитивно понятным. Также данная опечатка не может являться причиной отклонения заявки".
Данное заказчиком разъяснение не противоречит требованиям части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в этой части отклонен Комиссией как необоснованный.
Таким образом, техническое задание сформировано необъективно, устанавливает характеристики, не соответствующие техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о стандартизации, что в совокупности с отсутствием подробной инструкции по заполнению заявки ограничивает количество участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техническое Строительное Партнерство" частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0317100000417000075 "Текущий ремонт помещений", выразившиеся в нарушении пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, неправомерными.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
И.В. Миненок |
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социального развития Российской Федерации
Ленина пр., 5, г. Барнаул, Алтайский край, 656043
Эл. почта: Vladimir.Lepidevsky@yandex.ru
Оператору электронной площадки -
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
Большая Якиманка ул., 23,
г. Москва 119180
Эл. почта: info@sberbank-ast.ru
ПРЕДПИСАНИЕ N 71 (434/17)
о прекращении нарушения в сфере контрактной системы
"29" июня 2017 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Миненка И.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок
на основании решения от "29" июня 2017 года по делу N 434/17, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Техническое Строительное Партнерство" на действия заказчика по закупке N 0317100000417000075 "Текущий ремонт помещений", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
предписывает:
1. Заказчику - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социального развития Российской Федерации аннулировать электронный аукцион N 0317100000417000075, путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании электронного аукциона;
2. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного Заказчику - по аннулированию электронного аукциона;
3. Оператору электронной площадки, Заказчику - исполнить предписание до "12" июля 2017 года.
4. Оператору электронной площадки, Заказчику - направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего за "12" июля 2017 года.
В случае неисполнения настоящего предписания, УФАС по Алтайскому краю на основании части 15 статьи 17 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
И.В. Миненок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 29 июня 2017 г. N 434/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017