Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 июня 2017 г. N 03-10.1/154-2017
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
___.. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
___.. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
___.. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Катон" (далее - Заявитель, Общество) на действия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки "Компьютер в комплекте" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100012417000073) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
Заявителя - ____. (доверенность от 26.06.2017);
Заказчика - _____. (доверенность N 366 от 23.06.2017), ____ (доверенность N 365 от 23.06.2017),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4900 от 20.06.2017) жалоба Заявителя, из которой следует, что аукционной комиссией были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при отказе Обществу в допуске к участию в электронном аукционе по итогам рассмотрения первых частей заявок участников закупки.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-4851 от 21.06.2017) Заказчиком были представлены возражения на жалобу Заявителя, а также материалы электронного аукциона (вх. N 5063 от 26.06.2017), из которых следует, что 05.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 60000 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 15.06.2017 на участие в закупке поступило пять заявок, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 19.06.2017 три участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение в сумме 46500 рублей сделано участником с порядковым номером заявки 3.
3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 1 части 7 документации об аукционе установлено аналогичное требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупаемого товара Заказчиком был установлен код товара по ОКПД2 - 26.20.15.000, подпадающий под действие Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
В разделе 22 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства" документации об аукционе было установлено следующее: "Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с требованиями части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 15.06.2017 указано следующее основание отказа в допуске Заявителя к участию в аукционе:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ): страна происхождения товара не соответствует требованиям, указанным в извещении".
Изучив первые части заявок на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что заявка Заявителя содержала все значения показателей товара, а также наименование страны происхождения товара - "Китай".
Комиссия отмечает, что в соответствии с требованиями пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссия отмечает, что протокол не содержал сведений, предусмотренных данной нормой, о положениях документации об аукционе, которым не соответствует заявка, о положениях заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией.
Из возражений Заказчика следует, что аукционная комиссия при принятии решения об отказе в допуске к участию в аукционе руководствовалась следующим:
"В документации о проведении электронного аукциона согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) было установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление).
В соответствии с п. 2 Постановления, установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложении), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Из пяти поступивших заявок четыре Поставщика (заявки N 2 ,3, 4, 5) указали страну происхождения Российская Федерация, один Поставщик (заявка N 1) указал страну происхождения Китай.
На основании п. 2 Постановления Аукционной комиссией было принято решение отклонить заявку N 1, как несоответствующую требованиям, установленным извещением. При этом в Постановлении не указано на каком этапе рассмотрения заявок следует отклонять несоответствующие заявки".
Однако Комиссия считает, что аукционная комиссия неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе, учитывая следующее.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968) установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Пунктом 7 Постановления N 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе прямо предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Аукционной комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, на основании результатов рассмотрения первых и вторых частей заявок.
С учетом изложенного, при проведении электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке товаров иностранного происхождения, исходя из условий, предусмотренных пунктом 2 Постановления N 968, возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок, о чем справедливо указывает в своей жалобе Заявитель.
Учитывая изложенное, Комиссия признала действия аукционной комиссии неправомерными, а жалобу обоснованной.
3.2. В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе Заказчиком установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, предусмотренные Постановлением N 968" и приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Однако при этом в документации об аукционе не установлено требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе документов, предусмотренных пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3.3. В соответствии с требованиями части 8 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Частью 8 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В нарушение требований части 8 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе пункт 3.3 проекта контракта содержит следующее условие:
"Оплата поставляемого Товара производится Государственным заказчиком в следующем порядке: в течение 30 календарных дней с момента приемки товара Государственным заказчиком и предоставления Поставщиком к оплате счета, счет-фактуры и товарных накладных, оформленных в установленном законом порядке в трех экземплярах".
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Катон" на действия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки "Компьютер в комплекте" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100012417000073).
2. Признать в действиях Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" и его аукционной комиссии нарушение требований части 8 статьи 30, пункта 2 части 4 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66, пункта 2 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 июня 2017 г. N 03-10.1/154-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017