Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2017 г. N 2-57-6967/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. И.В. Давыдовского ДЗМ": Н.М. Грачева,
ООО "Рельеф": И.В. Балякина,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. И.В. Давыдовского ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание и эксплуатацию зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (Закупка N 0373200001216000185) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/29750/17 от 19.06.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные избыточные требования к показателям товаров, которые не определяют характеристики, позволяющие установить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
- п. 7 "Лента": Цвет, Рабочая температура, Длина ленты, Плотность, Назначение, Толщина, Внешний вид, Марка, Ширина, Дефекты, Категория качества. Из 11 показателей, установленных для данного товара, показателями позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 3, а именно: "Марка", "Толщина", "Ширина", что подтверждается требованием ГОСТ 24222-80 "Пленка и лента из фторопласта-4. Технические условия" к условному обозначению ленты: "прокладочная лента из фторопласта - 4 марки ПН, толщиной 0,2 мм, шириной 50 мм". Значения остальных показателей определены в ГОСТ 24222-80 в зависимости от указанных 3-х показателей.
- п. 15 "Растворы цементные тип 1": Вяжущее, Марка по подвижности, Марка по морозостойкости, Марка по прочности на сжатие, Класс по применяемым вяжущим, Вид, Класс по основному назначению, Заполнитель. Из 8 показателей, установленных для данного товара, показателями позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 4, а именно: "Класс по основному назначению", "Вид применяемого вяжущего", "Марка по прочности на сжатие", "Марка по подвижности", что подтверждается требованием ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" к условному обозначению растворов: "тяжелый раствор, готовый к употреблению, кладочный, на известково-гипсовом вяжущем, марки по прочности М100, по подвижности - Пк2". Значения остальных показателей определены в ГОСТ 28013-98 в зависимости от указанных 4-х показателей. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении требований к товару по п. 126.
- п. 16 "Кронштейны для умывальников": Окрашенные поверхности кронштейнов, Резьба, Чугунный кронштейн, Материал изготовления, Окраска кронштейнов, Стальной кронштейн, Тип кронштейна. Из 7 показателей, установленных для данного товара, показателями позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 6, поскольку в соответствии с ГОСТ 153-76 "Кронштейны для умывальников и моек. Технические условия" показателем, позволяющим определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, в полной мере является "Тип кронштейна" (его условное обозначение). Благодаря ему возможно установить и материал изготовления, и тип, и величину кронштейна.
- п. 22 "Краска масляная тип 3": пленкообразующее вещество, Температура применения, Цвет, Применение, Количество слоев краски, Марка, Разбавитель для краски, Внешний вид после высыхания. В соответствии с таблицами 1, 1а и 2 ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям являются "Марка" и "Цвет". Оставшиеся характеристики являются излишними, так как, выражая своё согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик данного товара требованиям ГОСТ 10503-71. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении требований к товару по п. 25.
- п. 39 "Прокладки резиновые": Сечение, Категория качества, Тип, Температурный интервал эксплуатации, Длина прокладок, Назначение, диаметр, Поверхность прокладки, Группа, Уплотнение стыков прокладками производят при температуре. Из 10 показателей, установленных для данного товара, показателями позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 4, а именно: "Сечение", "Тип", "диаметр", "Группа", что подтверждается требованием ГОСТ 19177-81 "Прокладки резиновые пористые уплотняющие. Технические условия" к условному обозначению прокладок: "прокладка типа ПРП-40, круглой формы диаметром 60 мм, с группой плотности 300". Значения остальных показателей определены в ГОСТ 19177-81 в зависимости от указанных 4-х показателей.
- п. 5 "Плитки керамичекие тип 2": Толщина, Форма плитки, Вид плитки, Размер плитки длина, Лицевая поверхность по виду, Монтажная поверхность, Тип плитки по назначению, Размер плитки ширина, Тип плитки по внешнему виду, Высота (глубина) рифлений на монтажной поверхности плиток, Лицевая поверхность по цвету. Из 11 показателей, установленных для данного товара, показателями позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 4, а именно: "Толщина", "Размер плитки длина", "Тип плитки по назначению", "Размер плитки ширина", что подтверждается требованием ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" к условному обозначению: "Плитка основная неглазурованная с координационными размерами: длина 300 мм, ширина 200 мм, номинальными размерами: длина 297 мм, ширина 197 мм, толщина 8,5 мм". Значения остальных показателей определены в ГОСТ 6787-2001 в зависимости от указанных 4-х показателей.
- п. 43 "Сифон тип 1": Высота гидравлического затвора, Пропускная способность, Тип сифона, Отвод сифона, Материал изделия. Согласно Таблице 1 ГОСТ 23289-94 "Арматура санитарно-техническая водосливная. Технические условия", показателем, позволяющим определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, в полной мере является "Тип сифона" (его условное обозначение). Требования к показателям "Высота гидравлического затвора", "Пропускная способность", "Отвод сифона", "Материал изделия", являются излишними (избыточными), так как выражая своё согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик данного товара требованиям ГОСТ 23289-94. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении требований к товару по п. 72.
- п. 48 "Кабели тип 3": Номинальная толщина изоляции, Допустимые токовые нагрузки кабеля на воздухе, Материал жил, Класс, Номинальное напряжение, Допустимые токовые нагрузки кабеля в земле, Номинальное сечение жилы нулевой, Число жил, Номинальное сечение жилы заземления, Номинальное сечение основной жилы, Материал изоляции. Из 11 показателей, установленных для данного товара, показателями позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 5, а именно: "Номинальное напряжение", "Материал жил", "Число жил", "Номинальное сечение основной жилы", "Материал изоляции", поскольку значения остальных показателей определены в ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" в зависимости от указанных 5-и показателей. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении требований к товару по п. 67.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования о соответствии характеристик товаров нескольким ГОСТ, так, например, Заказчиком установлено требование о соответствии характеристик товара "Электроды тип 2" следующим Государственным стандартам:
- ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия.
- ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы.
- ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия.
Заказчиком предъявлены требования к таким показателям, как "Длина зачищенного от покрытия конца l", "Покрытие", "Тип", "Диаметр стержня электрода d", "длина электрода L". При этом за исключением показателя "Тип" все они определяются в соответствии с основным регламентирующим ГОСТ 9466-75.
Так значение показателей "Длина зачищенного от покрытия конца l", "Диаметр стержня электрода d" и "длина электрода L" определяются в соответствии с Таблицей 2, а значение показателя "Покрытие" установлено в соответствии с пунктом 1.5 ГОСТ 9466-75. Значение показателя "Тип" установлено в соответствии с ГОСТ 9467-75, однако в ГОСТ 9466-75 уже содержится ссылка на этот стандарт, равно, как и на ГОСТ 2246-70.
ГОСТ 9466-75 является основным регламентирующим документом для данного товара, выражая своё согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик данного товара требованиям ГОСТ 9466-75. Соответственно требования Заказчика о соответствии характеристик товара ГОСТ 9467-75 и ГОСТ 2246-70 является избыточным (дублирующим). Если основные характеристики товара, равно как и сам товар соответствуют требованию основного регламентирующего государственного стандарта они заведомо соответствуют и требованиям всех отсылочных ГОСТ, ссылка на которые имеется в основном.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ им. И.В. Давыдовского ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии З.У. Несиев
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2017 г. N 2-57-6967/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017