Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2017 г. N 2-57-7061/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
а также Комиссии Управления в составе:
Начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой;
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Тропарево-Никулино": Селедцова А.Ю., Жмакина В.А., Садяна С.Т.,
в отсутствие представителей ООО "Планета Будущего", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/30586/17 от 22.06.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Тропарево-Никулино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для благоустройства территорий района Тропарево-Никулино в рамках программы стимулирование управ районов (Закупка N 0373200014217000460) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/30586/17 от 22.06.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении к техническому заданию установлены неправомерные требования к поставляемым товарам и материалам, таким как:
- Товар смеси асфальтобетонные (п.73,91,105) установлены требования Зерновой состав, размер зерен не более 2.5 мм; Зерновой состав, размер зерен не более 1.25 мм; Зерновой состав, размер зерен не более 0.63 мм; Зерновой состав, размер зерен не более 0.315 мм; Зерновой состав, размер зерен не более 0.16 мм; Пористость минеральной части асфальтобетонов; Техническое требование смесь должна быть однородная, абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно превышать; Пористость минеральной части асфальтобетонов.
- Товар Песок (п 71,79,88) установлены требования Истинная плотность зерен; Содержание в смеси песка из отсевов дробления; Класс; Модуль крупности; Полный остаток на сите N 063; Содержание зерен крупностью св. 10 мм; Содержание зерен крупностью св. 5 мм; Содержание зерен крупностью менее 0.16 мм; Содержание пылевидных и глинистых частиц; Содержание глины в комках; Марка по дробимости песка из отсевов дробления; Содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; Содержание в смеси природного песка.
- Растворы цементные (пп 56,111) установлены требования Расслаиваемость; Наибольшая крупность зерен заполнителя; Средняя плотность затвердевшего раствора; Водоудерживающая способность; Прочность сцепления растворов; Растворы должны проходить без остатка через сетку с минимальным размером ячеек.
- Товар смеси сухие (пп.83,103) установлены требования Наибольшая крупность зерен заполнителя; Влажность сухой смеси.
- Товар Щебень (пп 27,50,62,66,74,85,94) установлены требования Полные остатки при рассеве на контрольном сите с диаметром отверстий 10 мм до 5*, с диаметром отверстий 7.5 мм от 30* до 80*, с диаметром отверстий 12.5 мм 0, с диаметром отверстий 5 мм от 95* до 100; Содержание глины в комках; Содержание зерен слабых пород; Содержание пылевидных и глинистых частиц; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы.
- Товар Смесь бетонные пп 57,67,72,82,109 установлены требования Средняя плотность смеси; Осадка конуса; Водоотделение смеси.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, Заказчиком по смеси сухие (пп.83,103) установлены характеристики, такие как: Наибольшая крупность зерен заполнителя; Влажность сухой смеси, при этом, согласно При этом ГОСТ 31357-2007 определяет: 6.1 Сухие смеси должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя. Смеси отпускают и принимают по массе. 6.2 Сухие смеси принимают партиями. За партию сухой смеси принимают количество смеси одного вида и состава, приготовленной из одних материалов по одной технологии. Объем партии сухой смеси устанавливают по согласованию с потребителем, но не менее одной сменной и не более одной суточной выработки смесителя. 6.3 Качество сухих смесей подтверждают приемочным контролем, включающим приемо-сдаточные и периодические испытания. Для проведения испытаний от каждой партии сухой смеси отбирают методом случайного отбора не менее пяти упаковочных единиц. 6.4 При приемо-сдаточных испытаниях каждой партии сухой смеси определяют влажность, наибольшую крупность зерен заполнителя, содержание зерен наибольшей крупности, сухих смесей, подвижность смесей, готовых к применению, прочность на сжатие затвердевших растворов (бетонов).
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также в приложении к техническому заданию установлены требования к поставляемым товарам, таким как:
- п. 93 "Камни бетонные бортовые газонные" - Установлены требования - Вес не более 40 кг, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с ГОСТ 6665-91 "КАМНИ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ БОРТОВЫЕ", регламентирующим требования к бортовым камням минимальный вес составляет 0.04 тонны, что позволяет участникам закупки указать в составе первой части заявки требования соответствующие требованиям аукционной документации, при этом данное значение противоречит государственному стандарту.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, а также обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом, а также на основании каких государственных стандартов установлены данные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также в приложении к техническому заданию установлены требования к поставляемым товарам, таким как:
- п.4 "Сталь угловая равнополочная" - Вес 1 м от 5.72* кг, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 2590 Номинальный диаметр проката, предельные отклонения по нему, площадь поперечного сечения и масса 1-м длины проката должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 1, при этом максимальная масса 1 м проката составляет 449,456 кг, что позволяет участникам закупки указать в составе первой части заявки требования соответствующие требованиям аукционной документации, при этом данное значение противоречит государственному стандарту.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент", вместе с тем установлены требования не противоречат требованиям данного ГОСТ 8509-93.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств и сведений, подтверждающих его доводы в части невозможности формирования заявки согласно требованиям аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Планета Будущего" на действия ГБУ "Жилищник района Тропарево-Никулино" обоснованной в части установления неправомерных, излишних требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий
Комиссии Управления: А.В. Гордуз
Члены Комиссии Управления: С.С. Бугримова
И.С. Максимов
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2017 г. N 2-57-7061/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017