Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2017 г. N 2-57-6986/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
Управа района Вешняки города Москвы: Родионовой О.А., Селяметова Д.О.,
Ращупкина Яна Николаевна: Ращупкина Я.Н.,
рассмотрев жалобу Ращупкина Яна Николаевна (далее - Заявитель) на действия Управы района Вешняки города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству детского городка по адресу: ул. Молдагуловой д. 3 к.1, 2, 3 в районе Вешняки (Закупка N 0373200006217000411) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанном электронном аукционе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленной в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.06.2017 NМГ/30032/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя в аукционной документации установлены противоречивые сроки выполнения работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с п.4 Информационной карты период выполнения работ с 13.06.2017 до 30.07.2017 календарных дней, вместе с тем, согласно п.8 Технического задания сроки выполнения работ: с даты заключения настоящего Контракта и до 30.07.2017 г. Вместе с тем, проведение аукциона, в соответствии с извещение о проведении аукциона, - 26.06.2017.
Комиссия Управления приходит к выводу, сроки выполнения работ в соовтетствии с документацией об аукционе заведомо неисполнимы, таким образом аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, не представляется возможным определить адрес выполнения работ.
Комиссией Управления установлено, что в п.4 Информационной карты указано: Место выполнения работ: город Москва. Условия выполнения работ: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием. В п.2 Технического задания указано: Работы выполняются на дворовой территории, адресные ориентиры которой: (далее - объект): ул. Молдагуловой д. 3 к.1,2,3.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекта контракта не указан идентификационный код закупки.
В силу ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что проект контракта в нарушение ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе не содержит идентификационный код закупки.
4. Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, указанных списком, без указания каким конкретно ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, требования к которым предъявляются Заказчиком в Техническом задании аукционной документации.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ без указания к каким товарам данные ГОСТ относятся.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. На основании доводов жалобы Заявителя, в аукционной документации часть товаров и материалов, к которым установлены требования о представлении показателей, не заложена в начальной (максимальной) цене контракта, что препятствует формированию участниками закупки ценового предложения и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчиком при расчете НМЦК не учитывались следующие товары: гвозди строительные; растворы строительные; доски хвойных пород; эмульсии дорожные.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу согласования начальной максимальной цены контракта она была сформирована на основании сметы.
Комиссией Управления установлено, что сметная документация содержит объемы применяемых при выполнении работ товаров, таких как: "гвозди строительные; растворы строительные; доски хвойных пород".
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем, представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих наличие в смете товара "эмульсии дорожные", требования к которому также установлены в аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
6. Согласно довожу жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам.
- п. "Гвозди строительные": Диаметр стержня: Не более 4,0 мм; Отклонение от соосности головки: Менее 0,7 мм; Отклонения от круглости головок: Менее 0,5 мм; Длина: От 50* до 100* мм; Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя: Не более 0,7 мм; рифы на торцевой конечности гвоздя: есть; нет.
Вместе с тем, установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не содержит трактования слова "менее", что препятствует представлению в заявке значения показателя в соответствии положениями аукционной документации и ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации. Кроме того, описание объекта закупки, в частности показателя " рифы на торцевой конечности гвоздя" носит необъективный характер, так как согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе для Заказчика не важно наличие или отсутствие данной характеристики товара, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к указанному товару составлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе
- п. "Гвозди строительные":Длина: От 50* до 100* мм; Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя: Не более 0,7 мм.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра; слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
При этом, в документации установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия" согласно которому, при длине гвоздя - 50 мм, в соответствии с ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия" односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 0,3 мм, при длине гвоздя - 100 мм односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 0,7 мм, а также односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 0,5 мм, при длине гвоздя - св.50 до 80 мм вкл.
Таким образом, участник закупки должен указать значение показателя "односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя", соответствующее длине гвоздя согласно ГОСТ 283-75.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки. Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
- п. "Доски хвойных пород": Сорт: Должен быть IV; II; III; II отборный; Шероховатость поверхности: Должна быть не более 1600 мкм; Конечная влажность (фактическая): Должна быть от 20 до 30 %.
В документации установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", "косая черта (слэш)", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.2.3 ГОСТ 8486-86 влажность пиломатериалов 4-го сорта не нормируется и п.2.5 ГОСТ 8486-86 параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016, таким образом, позволяя представить в заявке значения в соответствии с требованиями документации об аукционе, но противоречащие ГОСТ 8486-86. Кроме того, в данном ГОСТ отсутствует сорт досок хвойных пород такой, как "II отборный", в то время как согласно ГОСТ 8486-86 это два разных сорта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- п. "Растворы строительные": Тип по средней плотности: Тяжелый или легкий; Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте: От 1200 кг/м3.
В документации установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
Комиссией Управления установлено, что согласно 4.12 ГОСТ 28013-98 средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть: - тяжелые растворы 1500 кг/м3 и более; легкие растворы - менее 1500 кг/м3.
Таким образом, например, при выборе участником закупи легкого раствора, согласно требованиям документации об аукционе средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть от 1200 до 1500 кг/м3.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки. Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
- п. "Щебень для дорожных работ": Группа щебня: От 1*; Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы: До 35 % по массе; Марка по дробимости: От 300 до 800; Содержание глины в комках и зерен слабых пород: До 10* % по массе.
В документации установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
Также, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.
Комиссией Управления установлено, что для группы щебня - 5 в соответствии с 8267-93 значение показателя "Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы" - свыше 35 до 50 включительно % по массе. Также, установлено, что согласно таблице 7 ГОСТ 8267-93 для марки по дробимости - 400, содержание зерен слабых пород составляет 15%, таким образом, позволяя представить в заявке значения в соответствии с требованиями документации об аукционе, но противоречащие ГОСТ 8267-93, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
7. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например, такие как:
- п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные": Коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С; Пористость минеральной части асфальтобетона; Предел прочности асфальтобетона при сжатии, при температуре 50 °С; Предел прочности асфальтобетона при сжатии, при температуре 20 °С;
- п. "Пигменты сухие зеленого цвета": Реакция водной вытяжки (рН) голубого пигмента; Диспергируемость желтого пигмента за 30 мин; Массовая доля голубого пигмента остатка после мокрого просеивания; Массовая доля соединений железа в пересчете на Fe2O3 желтого пигмента;
- п. "Крошка резиновая гранулированная": Массовая доля остатков кордного волокна; Массовая доля частиц чёрных металлов (после магнитной сепарации); Вязкость по Муни МБ 1+8 (125°С);Разброс по вязкости внутри партии; Непредельность; Условная прочность при растяжении.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ращупкина Яна Николаевна на действия Управы района Вешняки города Москвы обоснованной в части неправомерных и избыточных требований к товарам, противоречивых сроков выполнения работ, отсутствия в проекте контракта идентификационного кода закупки, а также в части установления требований к товарам, неучтенным при расчете начальной максимальной цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2017 г. N 2-57-6986/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017