Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июня 2017 г. N 2-57-7014/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "МПГУ": Самохина А.О., Барышникова К.А.,
ООО "ГРАФИТ": Березовского Д.Н.
рассмотрев жалобу ООО "ГРАФИТ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "МПГУ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации зданий ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" (МПГУ) (Закупка N 0373100116217000015) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю к участию в вышеуказанном аукционе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.06.2017 NМГ/30030/17.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционе N 0373100116217000015 Заявителю (заявка N3) отказано в допуске к участию в Аукционе по причине несоответствия заявки требованиям документации аукционе, а именно по п .23 "Кабель силовой" установлено требование: "Допустимая температура нагрева жил кабеля предельная при коротком замыкании и по условию невозгорания при коротком замыкании:Не более 350оС". Участник закупки в своем предложении указывает: Требования к пожаробезопасности кабеля: "не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, огнестойкие", Допустимая температура нагрева жил кабеля предельная при коротком замыкании и по условию невозгорания при коротком замыкании":"+160оС (предельная при коротком замыкании),+350 оС (по условию невозгорания при коротком замыкании)", что противоречит требованиям ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. В соответствии с п. 10.7 ГОСТ 31996-2012: предельная температуры нагрева токопроводящих жил кабелейиз поливинилхлоридного пластиката 160°C предельная температура нагрева жил огнестойких кабелей всех типов при коротком замыкании 250 °C. В п. 58 "Электроды тип 2" в требуемом параметре "Назначение", Участник закупки указывает что "Предназначаются для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву 49 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости", так же в требуемом параметре "Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла" Участник закупки в своем предложении указывает значение 42 кгс/мм2. В соответствии с ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы" показатель временное сопротивление разрыву является основным при определении типа электродов. Значения, предлагаемые участником, по сути противоречат друг другу, и не представляют возможным определить тип электрода.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Форме 2 установлены значения показателей необходимых для выполнения работ товаров, в частности:
- п.23 "Кабель силовой": Допустимая температура нагрева жил кабеля предельная при коротком замыкании и по условию невозгорания при коротком замыкании: Не более 350оС; Требования к пожаробезопасности кабеля: не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, огнестойкие;
- п.58 "Электроды тип 2": Назначение: Предназначаются для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву 49 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости; Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла: не менее 42 кгс/мм2; Ударная вязкость металла шва или наплавленного металла в состоянии после сварки (без термической обработки): не менее 15 кгс/мм2.
При этом, в аукционной документации предусмотрено требование о необходимости соответствия предлагаемых для выполнения товаров требованиям конкретных ГОСТ, в частности, ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" и ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы"
В соответствии пп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В первой части заявки Заявителя содержатся характеристики необходимых для выполнения работ товаров, в частности:
- п.58 "Электроды тип 2": Назначение: Предназначаются для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву 49 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости; Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла: 42 кгс/мм2; Ударная вязкость металла шва или наплавленного металла в состоянии после сварки (без термической обработки): 15 кгс/мм2.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по п. "Электроды" участник закупки указывает "Предназначаются для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву 49 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости, вместе с тем для параметра "Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла" указывает значение - 42 кгс/мм2. Таким образом, в соответствии с ГОСТ 9467-75 и представленными в заявке значениями показателей не представляется возможным определить тип электрода.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что значение показателя "Назначение": Предназначаются для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву 49 кгс/мм2, относится к стали, а не к "электродам". Кроме того, согласно таблице 1 ГОСТ 9467-75, для значений показателей "Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла: 42 кгс/мм2; Ударная вязкость металла шва или наплавленного металла в состоянии после сварки (без термической обработки): 15 кгс/мм2" соответствует тип электрода "Э42А".
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе по указанным основаниям, принято в нарушение положений ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Также, в первой части заявки Заявителя содержатся характеристики необходимых для выполнения работ товаров, в частности:
- п.23 "Кабель силовой": Допустимая температура нагрева жил кабеля предельная при коротком замыкании и по условию невозгорания при коротком замыкании: +160 °C (предельная при коротком замыкании), +350 °C (по условию невозгорания при коротком замыкании); Требования к пожаробезопасности кабеля: не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, огнестойкие.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 31996-2012 предельная температура нагрева жил огнестойких кабелей всех типов при коротком замыкании не должна превышать 250 °C.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае не предоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у аукционной комиссии Заказчика имелись основания для отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе, и решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе является правомерным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Форме 2 установлены значения показателей необходимых для выполнения работ товаров, в частности:
- п.23 "Кабель силовой": Допустимая температура нагрева жил кабеля предельная при коротком замыкании и по условию невозгорания при коротком замыкании: Не более 350оС; Требования к пожаробезопасности кабеля: не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, огнестойкие.
При этом, в аукционной документации предусмотрено требование о необходимости соответствия предлагаемых для выполнения товаров требованиям конкретных ГОСТ, в частности, ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия"
На заседании Комиссии Управления установлено, документацией об аукционе установлены требования к пожаробезопасности кабеля, а именно: не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, огнестойкие.
Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки сформировано таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 31996-2012 предельная температура нагрева жил огнестойких кабелей всех типов при коротком замыкании не должна превышать 250 °C, таким образом значение показателя данной характеристики товара заведомо известно Заказчику при установлении требования к типу кабелей - огнестойкие.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, а также привело к ограничению количества участников закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ГРАФИТ" на действия аукционной комиссии ФГБОУ ВО "МПГУ" обоснованной в части неправомерного отказа п.58 "Электроды тип 2".
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии нарушение п.1 ч.1, ч2 ст.33, ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия Управления в составе: Е.В. Гридина
Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июня 2017 г. N 2-57-7014/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017