Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июня 2017 г. N 2-57-7336/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей ГБУ "Жилищник района Орехово-Борисово Северное": А.С. Русакова, А.А. Бариновой, представителя ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО": Н.А. Ходановой, а также в отсутствие представителей ООО "ПАРУ ГРУП", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/31341/17 от 27.06.2017),
рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Орехово-Борисово Северное" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территорий общеобразовательных учреждений района Орехово-Борисово Северное в 2017 году (Закупка N 0373200086717000513) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/31341/17 от 27.06.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены излишне детализованные требования к показателям товаров, а также требования к показателям товаров значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно установлены неправомерные требования к следующим товарам: "Щебень", "Плиты бетонные тротуарные (брусчатка)", "Щебень из естественного камня для дорожных работ", "Пленка полиэтиленовая", "Пиломатериалы хвойных пород (доски)", "Кирпич керамический", "Электроды", "Песок", "Пиломатериалы хвойных пород".
Так например, Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в первых частях заявки конкретного значения времени водопоглощения бетона плит, наибольшего размера зерен крупного заполнителя, технологический уклон боковых граней, размера в плане на каждую сторону, класс бетона плит по прочности на растяжение при изгибе, рифление лицевой поверхности, класс бетона плит по прочности на сжатие товара "Плиты бетонные тротуарные (брусчатка)", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу п.1.2.7 ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" плиты обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009 "Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения". Марка квадратных, прямоугольных, шестиугольных и окаймляющих плит состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных точками, обозначающих: первая цифра - порядковый номер типоразмера, буква - тип плиты, цифра после буквы - толщину плиты в сантиметрах, зависящую от вида основания, при этом, согласно ГОСТ 23009 такие параметры как "Водопоглощение бетона плит", "Наибольший размер зерен крупного заполнителя", "Технологический уклон боковых граней, размера в плане на каждую сторону", "Класс бетона плит по прочности на растяжение при изгибе", "Рифление лицевой поверхности", "Класс бетона плит по прочности на сжатие" не входят в условное обозначение изделия, а следовательно конкретные значения по вышеуказанным параметрам не могут быть известными участникам закупки на этапе формирования первой части заявки на участие в аукционе" и установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований в том числе к указанным параметрам носит необъективный характер. Кроме того, в подтверждение необъективного формирования требований к товарам Заказчиком установлено следующее положение инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - инструкция): "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, либо если конкретное значение становится известным при испытании определенной партии товара после его производства, участником закупки указывается диапазон значений, в том числе без верхней или нижней границы ( "значение" или
"значение"), не противоречащий требованиям аукционной документации.", что также свидетельствует об установлении Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерных требований о предоставлении в первых частях заявок избыточных сведений о предлагаемых к использованию при выполнении работ товарах.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В составе жалобы Заявитель также указывает на установление в технической части аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а также не позволяют определить потребность Заказчика, а именно к товару п.36 "Краски масляные" установлено следующее требование к параметру: "Массовая доля пленкообразующего, летучего вещества": должна быть не более 22%, что согласно доводам жалобы вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" массовая доля пленкообразующего, летучего вещества должна быть не менее 22%.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что характеристики используемых при выполнении работ товаров установлены согласно государственных стандартов. Однако Заказчиком не представлены сведения, согласно которых конкретные значения по требуемым характеристикам вышеуказанных товаров возможно определить без проведения лабораторных испытаний определенной партии товара после его производства, а также представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления требований к товару п.36 "Краски масляные" вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на отсутствие в инструкции правил чтения слов "более" и "менее", что препятствует корректному формированию первой части заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы и невозможность определения смысла слов "более" и "менее", а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" на действия ГБУ "Жилищник района Орехово-Борисово Северное" обоснованной в части установления неправомерных требований к следующим товарам: "Щебень", "Плиты бетонные тротуарные (брусчатка)", "Щебень из естественного камня для дорожных работ", "Пленка полиэтиленовая", "Пиломатериалы хвойных пород (доски)", "Кирпич керамический", "Электроды", "Песок", "Пиломатериалы хвойных пород", "Краски масляные".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.С. Грешнева
Л.Н. Харченко
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июня 2017 г. N 2-57-7336/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2017